Browse By

Легенда о Евпатории

Во время еврейского праздника Суккот происходят чудеса. Конечно, обитатели сукко (шалаш) с восторгом рассказывают о них друг другу. Не забывая при этом и семейные легенды, которые их деды-прадеды в своё время точно так же рассказывали в праздничном зелёном шатре. Одну из таких историй рассказала одна пожилая прихожанка евпаторийской синагоги.

  Было это настолько давно, что её дедушка, которого уже нет на свете, был тогда ещё молодым. Может быть, 100 лет с тех пор минуло, а может, и больше. Деда рассказчицы звали Гершон. Он жил в деревне и учил детей Закону Божьему. Каждый раз с приближением праздника Суккот учитель мечтал купить этрог — душистый жёлтый цитрус, похожий на лимон, только немного больший, с необычной коричневой шишечкой. Ведь он помнил, что в Святом Писании сказано: «В первый день возьмите себе плод дерева прекрасного, ветви пальмовые и побеги дерева густолиственного и верб речных, и веселитесь семь дней».

  Однако библейский цитрус стоил на базаре недёшево. И надежда стать его обладателем была скорее из области фантастики. «Как его купишь, — вздыхал Гершон, — если заработок — маленький, а семья — большая?»

  Жена решила помочь мужу осуществить его заветную мечту. И хотя лишних денег в семье не было, она стала каждую неделю откладывать в шкатулку хотя бы одну монетку. Ведь когда-нибудь всё же наберётся необходимая сумма. Прошёл год. Осенью, накануне праздника Суккот, женщина решила пересчитать накопленные медяки. Результат её поразил: 21 рубль. От изумления она всплеснула руками, потому что именно такая сумма — копейка в копейку! — была необходима Гершону. Ведь 20 рублей стоит сам этрог, и ещё рубль необходим, чтобы доехать в город, на базар, а затем вернуться домой. Взволнованная женщина позвала мужа, и они вместе ещё раз пересчитали груду монет. Нет, ошибки не было. Шкатулка каким-то чудом содержала ровно 21 рубль!

  На рассвете Гершон отправился в город на базар. Но поскольку привык на всём экономить, то пошёл на торжище своим ходом. По дороге с наслаждением представлял себе этрог, который вот-вот купит — такой желанный, удивительно ароматный, золотистый. Самый лучший в округе! Счастливый путник воображал, как пойдёт наряду с другими в праздничной процессии, размахивая этим символом урожая и распевая благодарственные псалмы. И от этого он, его близкие, друзья, а заодно соседи и ученики, -все станут хоть немного счастливее.

  Но вдруг — что это? — послышался какой-то плач, стоны. Гершон, оставив сладкие мысли о «плоде дерева прекрасного», осмотрелся вокруг. На обочине дороги увидел воз, впереди которого на земле билась в предсмертных судорогах лошадь. Возле несчастного животного стоял немолодой бородач и плакал навзрыд.

  У Гершона было доброе сердце, и он поспешил к незнакомцу.

  Человек рассказал о своём горе. Оказывается, он возит дрова на базар. А теперь, когда лошадь пала, чем зарабатывать на жизнь? Что сказать жене и детям? Всю жизнь нищенствовал, хотел хотя бы к празднику что-то заработать, и вот что из этого получилось. Хоть ложись и умирай от безысходности…

  Гершону стало жалко возницу. Он подумал, что не сможет спокойно покупать на базаре этрог, если от этих 20 рублей зависит существование целой семьи. Тогда он вынул из кармана собранные женой деньги и протянул бедняге.
— Возьмите, на первое время хватит. А потом как-нибудь да будет. Может, с Божьей помощью на нового коня заработаете.
Извозчик от неожиданности потерял дар речи. А придя в себя, от столь щедрого дара отказался. Благодетель продолжал настаивать, и старик в конце-концов сдался — взял деньги. Гершон пожал ему руку, пожелал счастливых праздников. — Вот это чудо! — ошеломленно вымолвил возница, глядя вслед неожиданному спасителю.

  А Гершон, поразмыслив, решил всё-таки добраться до города — когда ещё доведётся туда попасть? И шагал в прежнем направлении. На базаре сразу направился к рядам, где продавали этроги, и долго любовался красивыми жёлтыми плодами. Никакой зависти к покупателям заветных цитрусов не испытывал, душа его была спокойна. Ведь доброе дело сделал, помог человеку. А этрог, собственно говоря, можно и одолжить, как он это делал на протяжении многих лет. Не так уж и важно, кому персонально принадлежит это маленькое жёлтое солнышко, — главное, чтобы Всевышний услышал молитвы. Настало время нашему герою возвращаться домой. И тут из лавки вышел торговец, держа в руках душистый этрог.

  - Господа, — громко обратился он к покупателям. — Весь мой товар раскупили. Остался последний этрог, зато какой, посмотрите! Огромный! Всем этрогам этрог! Золотой, райского аромата! Он стоит тридцать рублей. Покупателей не нашлось, а время позднее. Давайте устроим лотерею! Каждый билет — рубль. Наберётся тридцать человек — разыграем этрог! Кто верит в удачу, подходите!

  Гершон не удержался и достал свой единственный рубль — как говорится, пан или пропал. Быстро нашлись и другие желающие. Все купленные билеты сложили в чью-то шляпу. На одном из них торговец написал букву «э», то есть «этрог». Кто этот билет вытянет, тому и повезёт. Участники по очереди начали испытывать судьбу. Первый достал билет — безрезультатно. Второй игрок — то же самое. Третий потирал руки, уверял, что ему обязательно повезет, но и его постигла неудача. Гершон был четвёртым. Все внимательно следили за его рукой, которая неторопливо опустилась в шляпу… вынула билет… развернула… Есть! Фортуна избрала именно его. Ну разве не чудо?

  И вот счастливчик возвращается домой. Конечно же, пешком. Ливень, холодный осенний ветер пронзает до костей. А он рад, потому что в его руках — картонная коробка, а в ней -драгоценный плод, согревающий душу. Гершон остановился, снял с шеи шарф и бережно укутал коробку. Не дай Бог промокнет, ведь до дома ещё далеко. А шея? Пусть лучше она мокнет, чем коробка!

  Неожиданно у дороги Гершон увидел того самого кучера, которому утром помог.

  Невероятно — его лошадь была жива-здорова. Бородач с благодарностью протянул своему спасителю деньги.
— Едва вы ушли, — объяснил он, — моя кобыла вдруг пришла в себя, поднялась, словно и не помирала перед этим. Чудеса!

  Гершон отказался взять назад свой дар. Ведь он всё равно несёт домой этрог, на приобретение которого предназначались эти 20 рублей. Но возница горячо настаивал и просил не обижать его отказом. В конце концов учитель уступил. Извозчик предложил подвезти его домой, ведь под таким дождём недолго и простудиться. Но Гершон убедил нового знакомого поспешить к жене и детям, которые, вероятно, очень волнуются из-за его длительного отсутствия.

  Лишь под вечер герой этого рассказа переступил порог собственного дома. Открыл коробку, достал славный цитрус, затем вынул из кармана 20 рублей. Жена не поверила собственным глазам: «Что за чудо? Если ты купил этрог, каким образом у тебя остались деньги? А если ты их не тратил, то откуда взялся этрог?». Глава семьи улыбнулся и рассказал всё, что с ним случилось.

  На следующий день, когда настал Суккот, Гершон устроил настоящий пир. Пригласил к себе всех бедняков округи и угостил их от души. Благодарные земляки, конечно, знали, что учитель — человек небогатый, а потому искренне удивлялись: откуда такая роскошная трапеза? Чудеса, да и только! Вот такая невероятная история.