Browse By

КизилТаш: Краснокаменка — Предприятие почтовый ящик 105

Предприятие почтовый ящик 105 жизнь за колючей проволокой

6 августа 1945 года состоялась первая атомная бомбардировка авиацией США японского города Хиросима.

29 августа 1949 года было произведено первое испытание ядерной бомбы в СССР.

7 ноября 1950 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято решение об организации предприятия среднего машиностроения на территории современного поселка Краснокаменка.

1951 год

В этом году началось грандиозное строительство, первые эшелоны везли в Кизилташскую долину заключенных и оборудование лучшее в Союзе и, возможно, в мире.

Оборудование отличалось исключительной надежностью. Был случай, когда на небольшом подъемнике в надписи Испытать 500,0 кг стерлась запятая, и установку испытали на 5000 кг. Она поскрипела, но выдержала! С заводов Электростали доставляли сверхчистую сталь, правительство не экономило на военных нуждах.

На территории бывшего лагеря заключенных стадион школы.

По свидетельствам, первая партия заключенных была доставлена затемно, вокруг возвышались крымские горы и лес заключенных посадили на землю и окружили машинами с включенными фарами. Никто не спал в ту ночь, солдаты охраняли заключенных, а тем под страхом немедленного расстрела запрещено было вставать с земли.

А с рассветом заключенные отправились строить для себя охранную систему

Когда строительство развернулось в полную силу, лагерь насчитывал около двух с половиной тысяч человек, часть трудилась на устройстве территории и строительстве сооружений, а другие в штольнях. Гремели взрывы так подготавливались площадки под наземные сооружения в скальном грунте. Работа в штольнях велась круглосуточно, ударными темпами, притом работали не за страх. Дело в том, что если заключенный сдавал 151% нормы, ему засчитывался день за три. И, естественно, они делали все возможное, чтобы сдать к концу дня заветные 151%.

У заключенных была и зарплата. Правда, из небольшой суммы, которая шла к ним на счет, высчитывались деньги на питание и одежду, но по окончании срока, или с разрешения начальника, заключенный мог получить свои заработанные деньги.

Руководили работой прорабы молодые специалисты, вчерашние выпускники техникумов, откомандированные для работы на объекте.

Первым командиром части был назначен Немировский, бывший министр внутренних дел одной из среднеазиатских республик. Незаурядный человек, талантливый руководитель, он к тому же обладал изумительной памятью. К сожалению, у нас не слишком много достоверной информации о жизни этого действительно неординарного человека.

Курировал работу сам Л.П.Берия, он часто даже лично посещал подобные объекты, наблюдал за первыми испытаниями ядерного оружия, но в Феодосии не был ни разу.

Быстро в поселке были созданы все условия для жизни и для работы проведен водопровод, круглосуточно работали дизельные станции, обеспечивавшие электричеством строительство и поселок, открылись магазины, школа, детский сад. Почтового отделения не было. Из соображений секретности объект назывался Предприятие почтовый ящик 105, без каких-либо географических указаний, впрочем, как и десятки, а то и сотни других предприятий Минсредмаша. Позже почтовый адрес поселка изменился г. Симферополь, абонентский ящик 99, появились названия улиц. Жители городка имели симферопольскую прописку, которую пришлось менять в середине 60-х годов на феодосийскую. С тех пор и до последнего времени городок имел название Феодосия-13.

Строительство объекта так раньше называлась вся эта стройка было закончено быстро, в 55-56 годах лагерь сдал сооружения, и они были приняты к эксплуатации

Лагерные бараки были снесены, на их месте построили первый стадион. На нем сдавали нормы ГТО и военно-спортивных комплексов все, вплоть до командира части. Нужно отметить, что на территории городка имелось несколько отличных спортивных площадок и в других местах у школы, у Дома офицеров, у общежития молодых офицеров, в городке дивизиона охраны, у пожарной части. На этих площадках были и гимнастические снаряды, и баскетбольные щиты, и волейбольные сетки, и ямы для прыжков, и теннисные столы, и полосы препятствий на любой вкус. Спорт был в почете, соревнования проводились часто и привлекали множество болельщиков.

Первыми построили привозные финские домики они и до сих пор стоят, и поначалу в таких домиках жили по одной-две семьи.

На территории действовал сухой закон, запрещено было также иметь фотоаппарат, впрочем, в 1955 году этот запрет сняли, но фотографировать разрешено было только в помещениях или так, чтобы горы и специальные сооружения не были видны в кадре.

Вообще люди вспоминают то время с удовольствием в магазинах можно было купить любые продукты и самые современные промтовары. А Дом офицеров был настоящим центром содержательного и активного отдыха со своим вечерним Университетом культуры, пользовавшимся большой популярностью. По случаю праздников в ДО проводились концерты художественной самодеятельности (подразделения части их готовили по очереди). При ДО была даже собственная актерская труппа, любительская, но мастерством не уступавшая профессионалам. В кинозале ДО регулярно демонстрировались самые новые кинофильмы, работала отличная библиотека, а по вечерам бильярдная, имевшая своих мастеров и завсегдатаев.

Позже в городке был построен и уникальный летний дневной(!) кинотеатр с исключительным качеством демонстрации фильмов. Кроме всего прочего, люди здесь получали неплохую зарплату: За пределы городка выезжали часто. Мы получали приличные деньги и могди иногда позволить себе небольшие кутежи в ресторанах рассказывает С.Д.Никифоров. Летом, в выходные дни, организовывались поездки на пляжи Планерского. Ездили с ветерком в открытых кузовах грузовых машин, сидя на плотно заполненных скамейках, под руководством старшего на каждой машине, имевшего заранее составленные списки купальщиков.