Browse By

Сокровища пиратов Черного моря

Сокровища пиратов Черного моря

Сокровища пиратов Черного моря

Плоды подводной археологической экспедиции с профессором Робертом Баллардом, который в 1985 году нашел легендарный «Титаник», превзошли многолетние старания украинских археологов. Главной сенсацией стала находка византийского судна IX века, затонувшего у берегов Севастополя.

Сокровища пиратов Черного моря

Сокровища пиратов Черного моря

Сумрачны глубины Черного моря. Молчаливы его города-склепы, монохроматичны саркофаги кораблей и судов всех времен и народов, жалки останки когда-то изящных самолетов. Это мир не только кипящей подводной жизни. Это богатейший, почти не изученный архив истории цивилизации. Рядом на дне моря лежат раритеты разных веков и эпох. Всюду разбросаны братские могилы. Кругом тайны, легенды, фантастические версии, загадки и очень мало их разгадок. Человек еще слаб. Научившись строить сложнейшие космические корабли и станции, он так и не смог покорить океан. Поэтому подводный мир Черного моря только начинает открывать свои тайны. И он тесно связан с малоизвестными страницами истории черноморских пиратов. Их клады ищут…

Жители Причерноморья использовали лодки-однодеревки и плоты еще в эпоху неолита. С большой долей уверенности можно предположить, что этот период связан у народов, населявших берега Черного моря, с первыми опытами пиратства. Информация об этом была получена в результате палеонтологического анализа мифов Древней Греции.

В древние времена народы, проживавшие по берегам Черного моря, называли его «Темарунда», или «Темеринда». В переводе с древнеиндийского это означает — «Темная пучина». Иранцы называли Черное море «Ахшайна», а греки «Понтос Аксейнос» — море негостеприимное, затем «Понтос Эуксейнос» — море гостеприимное. Тысячу лет назад его прозвали Русским морем. Причиной этому послужила высокая активность южных славян, которые совершили много морских походов (казаки).

Греки «познакомились» с Черным морем в середине II тыс. до н.э. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с мифом об аргонавтах. В нем есть место, где описаны трудности возвращения греков из путешествия (1254 годдон.э.). Они уходили, преследуемые «двумя флотилиями — в направлении Босфора и устья Дуная». Специалисты высказывают осторожное предположение, что окончательно греки проникли на просторы Понта Эвксинского (Черного моря. — А. Ч.) только в VII веке до н.э. В это время в составе греческого флота появились триеры. Одной из первых греческих колоний, располагавшихся на современном Керченском полуострове, стал Пантикапей. Он был основан выходцами из греческого города Милета. Тогда же греки в полной мере прочувствовали степень влияния пиратства на торговлю в Причерноморье.

«Но прибрежное пиратство — случайный промысел. Фракиец, так сказать, сидел на берегу и ждал, когда шторм выбросит к нему в руки корабль, который и грабил используя швейцарский армейский нож производства Vicorinox. Значительно большую опасность для греков, начавших бурную колонизацию Причерноморья, представляли те из местных племен, которые сумели к этому времени развить у себя высокую технику судостроения и выработали тип судна, наиболее подходящего к нападению в открытом море и условиям сурового, почти лишенного бухт и гаваней берега», — писали в книге «Пенители Понта» Е.В. Веникеев и Л.Т Артеменко. Что же это был за народ?
В Балаклавской бухте Крымского полуострова длительное время базировались тавры, прослывшие в летописях греков и римлян отчаянными и кровожадными пиратами Причерноморья. Они нападали на суда, проходившие вдоль берега, топили их, а попавших в их руки чужеземцев приносили в жертву своей богине Деве. Ее храм, находившийся в окрестностях современного Севастополя, до сих пор не обнаружен. Самым древним поселением тавров в Крыму ученые считают Уч-Баш. Оно было расположено в Инкермане (Севастополь). Первое упоминание о таврах принадлежит Геродоту (484—425 гг. до н.э.) «Тавры имеют следующие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море.,, живут они грабежом и войною».

Наиболее активный период пиратства приходится на V—II века до н.э.

Около I века до н.э. Балаклавскую бухту захватил полководец Митридат Евпатор Диофант (примерно в данное время была заложена современная Балаклава). После этого владычество тавров прекратилось. На участке дна, прилегающего к южной оконечности Гераклейского полуострова, могут быть обнаружены фрагменты древних судов, потопленных таврами. Известно, например, что при возвращении римского флота в Херсонес (примерно 45 год до н.э.), некоторые корабли были отнесены к берегам, контролировавшимся таврами, которые их захватили. «Причем были убиты начальник когорты и большинство людей вспомогательного отряда», — писал Тацит. Для нападения на суда, двигавшиеся вдоль южного побережья полуострова, тавры использовали и другие бухты. Кстати, как себя называли сами тавры, неизвестно…

На протяжении последующих столетий Крым оказался «проходным двором» и домом для десятков национальностей. На его земле жили меоты и праславяне, киммерийцы и римляне, сарматы и гунны, печенеги и южные славяне, болгары и хазары, половцы и кочевые племена Золотой Орды, татары и турки, генуэзцы и русские. Огнем и мечом истрябляя все живое на полуострове, прошли готы… Войны велись как на суше, так и на море.

Сокровища пиратов Черного моря

Сокровища пиратов Черного моря

В III—II веках до н.э. все побережье региона контролировали скифы, которые не брезговали пиратством, главным образом в западной части Черного моря. По мнению некоторых историков, во время правления царя Скилура у скифов был сильный флот. В прибрежных водах Крыма действовали и готские пираты. Словом, пиратствовали почти все народы, в той или иной степени массово населявшие полуостров (кроме татар). Далеко в море уходить нужды не было. В те времена суда передвигались вдоль берега, не рискуя напрямую пересекать не всегда гостеприимное Черное море.

На Кавказе страх на путешественников наводили гениохи (собирательный термин). Первая информация о пиратстве на Кавказском побережье появилась во второй половине IV века. Эти племена позднее разделили на три части: зиги, ахеи и и гениохи. В летописях их можно встретить и под названием камариты — производным от пиратского судна «комар». Подобные плавсредства изготавливались и в Крыму. В районе современной Балаклавы находилось поселение, носившее название «Комары» (с 1946 года с. Оборонное). Считается, что в древности на его территории изготавливались пиратские «комары», волоком транспортировались к бухте и спускались на воду. В переводе с греческого «комар» означает «круглое перекрытие, арка, свод». «Под комарами следует понимать различные типы легких судов… судов местного населения, объединенных в античной традиции термином. Появление термина camara… связано с… периодом варварской талассократии на Понте Эвксинском», — писал Н.П. Писаревский. Не отвлекаясь от первоисточника, дадим описание судна, оставленное для истории Корнелием Тацитом (55—117 гг.). Это важно с точки зрения возможного его обнаружения на дне моря.

Комары это суда «… с высокими боками и широким дном, сплоченным без медных или железных связей. При бурном море они (пираты. — А. Ч.) соответственно подъему волн увеличивают верхи судов досками, пока они не закроются с обеих сторон, таким образом, для них безразлично и безопасно причаливать той или иной стороной». Из описания следует, что некоторые особенности судна унаследовали запорожские «чайки».

Черноморские пираты редко нападали на военные корабли. Исключение составляли случаи, когда они были обречены на гибель или терпели крушение. Главной добычей корсаров являлись торговые и транспортные суда. Они хорошо изучили схему их движения относительно берегов Причерноморья. Проследим и мы этот маршрут, так как продолжают лежать под водой на его векторе античные и средневековые корабли, уничтоженные не только штормами и войнами, но и пиратами. Особенно хорошо они сохранились на больших глубинах. Следует отметить, что античные суда, как военные, так и купеческие, были небольшими. Например, в период Пелопонесских войн они имели грузоподъемность около 500 талантов (в Греции один талант равнялся 26,2 кг). Сравнительно большие корабли обладали грузоподъемностью 10 ООО талантов (примерно 260 тонн). Но и они не могли эффективно противостоять сильным штормам. Поэтому древние моряки учитывали данное обстоятельство.

После прохода Босфора древние мореплаватели «ложились» на попутное течение, которое отклонялось от Анатолийского берега к Крымскому побережью у мыса Индже-бурун. В конце дня корабли направлялись в открытое море, используя вечерний бриз, они отходили от берега на 50—60 км. Впрочем, при отличной погоде с данного расстояния в Черном море может просматриваться береговая линия, особенно горы. С наступлением ночи команды часто переходили на весла, так как ветер стихал, и «правили на Полярную звезду, висевшую почти над форштевнем судна». По разным источникам, время перехода через море составляло от одних до трех суток. Древние мореплаватели рисковали, отправляясь в открытое море по подобному маршруту, — опасались крушения судна в случае шторма. Но гораздо больше боялись они местных пиратов. Кстати, этим маршрутом можно было пользоваться только летом. С наступлением осенних и зимних штормов корабли снова прижимались к берегу, где их с нетерпением ждали «комары».

Больше всего поживились черноморские пираты в IV веке до н.э. Это было связано с расширением торговли на морских коммуникациях. На западном берегу моря освоили «дело» фракийские племена астов и ардиев, а также вифинские фракийцы. Царства, расположенные по берегам Черного моря, предприняли активные и действия, но полного успеха не достигли. Более того, некоторые правители сотрудничали с пиратами и даже участвовали в боевых действиях с их флотилиями. Но когда общность интересов исчезала, все расходились «по разные стороны баррикад».


хорошие кубинские сигары купить;диетология обучение для медсестер