Browse By

Ялтинская конференция и разведывательный центр «Абвер-Юг»

— Дезинформируя «Абвер-Юг»,— рассказывают руководители группы советских контрразведчиков, подполковники в отставке М. П. Яворский и М. П. Парамонов,— мы регулярно сообщали по рации, что пробраться на Южный берег практически невозможно, так как все дороги и тропинки контролируются войсками. Погода же на побережье ненастная, дождливая, видимость плохая, хотя в действительности погода в те дни стояла хорошая. Ее даже называли «рузвельтовской погодой». Что касается противовоздушной обороны и зенитной артиллерии, установленной по склонам гор, то тут мы не кривили душой, сообщая, что она мощная

Мы сидим впятером: Михаил Петрович Яворский, его жена Галина Львовна, Михаил Петрович и Валентина Осиповна Парамоновы и я в квартире Парамоновых в Симферополе. На невысоком столике разложены реликвии тех лет: фотографии, личные документы, газеты.

— Резидента,— вспоминают очевидцы событий,— мы ждали три ночи. Как оказалось позже, он задержался из-за дополнительного уточнения района выброски. Гитлеровцы еще и еще раз проверяли надежность предпринимаемого шага.

А перед этим произошло вот что. После освобождения Крыма от оккупантов советскими органами контрразведки была запеленгована неизвестная радиостанция. С помощью советских патриотов сотрудники «Смерш» установили место, откуда шли в эфир ее передачи, и в мае 1944 г. задержали четырех вооруженных агентов «Абвера», оставленных для работы в тылу советских войск. После тщательной проверки вражеские радисты были использованы в оперативной радиоигре против «Абвер-Юга». Цель радиоигры — дезинформация противника, выявление сведений о замыслах и действиях гитлеровского разведцентра, агентах, обучавшихся в разведывательных школах и заброшенных в тыл Красной Армии. А затем было решено выманить из «Абвер-Юга» агента или резидента. Заполучить такого «гостя» одного из филиалов третьего рейха для советских контрразведчиков явилось делом нелегким.

Лит.: Сергей Шантырь. / Провал операции «Абвер-Юга».

***