Browse By

А.Н. Демидов. Путешествие в Крым: в Ялту на пароходе с лучшим одесским обществом.

Именно 10-го августа отправлялся в Ялту пароход с лучшим одесским обществом, и мы заняли на нем место.

Между тем каждый из нас занимался учеными исканиями, составлявшими цель нашего путешествия. Мои товарищи изучали почву Одессы, зоологию окрестной и ее флору. Раффе обогащал свой портфель, срисовывая народные сцены, происходившие перед его глазами. Он наполнял свою коллекцию, и без того уже богатую, изображениями евреев-караимов, молдаван, турок, малороссиян и коренных русских, он не забыл и характерной бороды русского мужичка.

Я, с моей стороны, собирал и приводил в порядок разные замечания о Новороссийском крае вообще и, в особенности об Одессе, которой еще так недавно началась, что о постепенном развитии и распространении города многое и теперь еще можно узнать из уст его жителей. Все это мне необходимо было изучать, потому что иначе я не мог бы дать себе удовлетворительного отчета о причинах, вследствие которых благосостояние Одессы развилось так быстро, что изумило всю Европу. Притом без подобного изучения нельзя также угадать, каким образом новый город успел воспользоваться благоприятными для него обстоятельствами, нельзя, наконец, определить, какая судьба ожидает эту прекрасную колонию, уже теперь заслужившую имя черноморской Марсели и действительно представляющую во многих отношениях некоторое сходство с древней фокейской колонией. Вот исследования, которыми я занялся прежде всего.

На мысе, где теперь возвышается одесская крепость и здания лазарета, принадлежащего к прекраснейшим в Европе, незадолго перед началом [258] нынешнего столетия еще существовала турецкая крепость, господствовавшая над морем и степью, называвшаяся Хаджи-Бей. В ней обыкновенно жил паша, высылаемый от Порты для управления этой пустынной крепостью, которая лепилась на горе, как гнездо ласточки.

Лит.: А.Н. и его «Путешествие в Южную Россию и в 1837 году».

*****