Browse By

Боспорская археология: первые серьезные археологические исследования на Боспоре

Как уже знает читатель, первые серьезные археологические исследования на Боспоре, да и во всем Северном Причерноморье, произвел П. . Начало их приходится на 1816—1817 гг. Помимо оборонительной стены , он раскопал ряд курганов: у подошвы , к северу и западу от Керчи — вдоль Карантинного и Феодосийского шоссе. Известную в этих работах оказал ему граф А. Ланжерон, тогдашний губернатор Новороссийского края: из Петербурга поступили ассигнования — те самые 500 рублей, о которых уже шла речь.

Надеясь, очевидно, получить новые средства для дальнейших работ, Дюбрюкс направил в Петербург, в Академию наук, сообщение о результатах своих работ, или, как он его назвал, «Дневник раскопок, произведенных в некоторых керченских курганах по распоряжению его сиятельства графа де Ланжерона под руководством титулярного советника Дюбрюкса». Это был первый подробный и по-настоящему научный отчет о раскопках в Северном Причерноморье. Документ оказался в руках академика Ф. И. Круга. Тот, не зная античных древностей, передал «Дневник» на отзыв австрийскому послу в Петербурге графу Л. Лебцельтерпу, любителю-антиквару и крупному коллекционеру антиков. И Лебцельтерн и Круг отозвались весьма сдержанно о работе Дюбрюкса, более того — высказали ряд высокомерных суждений о ее литературном стиле.

«Дневник раскопок» дважды обсуждался в Академии наук — 28 и 29 апреля 1818 г. В протоколе одного из заседаний («конференций», как тогда говорили) отмечено: «Удивительно видеть, сколько интересных вещей дали раскопки, на которые была ассигнована весьма умеренная сумма в 500 рублей». Были высказаны пожелания об увеличении ассигнований и увеличении объема работ, о передаче наиболее цепных находок в правительственные учреждения и т. п. Есть в протоколе и такая фраза: «раскопки должны быть поручены более надежному руководству». Здесь, по-видимому, сыграла свою роль «рецензия» Лебцельтерна.

Лит.: Игорь Шургая. // У истоков боспорской археологии.

***