Browse By

Боспорская археология: смелые путешественники

В конце XVIII в., с присоединением Крыма к России (1783 г.), на полуострове появляются первые из наиболее нетерпеливых и смелых путешественников. Именно «смелых» — без всякого преувеличения: еще ведь не было твердой администрации. Их стремление увидеть «неведомую землю», хоть и с риском для жизни, понять нетрудно. Если «просвещенные европейцы» того времени по морю или суше свободно добирались до европейских или малоазийских вилайетов Оттоманской империи, то проникнуть в , проделав путь по безлюдным и бездорожным причерноморским степям, решались немногие. Поэтому степи Северного Причерноморья, равно как и , были самой глухой территорией Европы. Знания об этом районе основывались по преимуществу па свидетельствах античных авторов — от Геродота до Страбона и Плиния Старшего. Других ов не существовало. Неудивительно, что европейские писатели XVII и XVIII вв. продолжали именовать Северное Причерноморье и «Скифией» или «Сарматией». Возможно, поэтому первые Путешественники, посетившие Тавриду, хотели увидеть прежде всего остатки древнегреческих поселений, которые им были достаточно хорошо известны.

Естественно, столь же сильное любопытство к своему новому владению на юге России послужило одной из причин длительного путешествия в 1787 г. императрицы Екатерины II через всю европейскую часть империи. Об этом путешествии напоминают сохранившиеся кое-где по пути следования августейшей особы «екатерининские мили», сооруженные от Главного почтового двора в Санкт-Петербурге (ныне ленинградский Главпочтамт) до Севастополя и Феодосии. Поездка императрицы продемонстрировала реальность и относительную пути в Крым.

Когда в 1793 г. в Крым с научным заданием Петербургской Академии наук приехал академик Петр Симон , по всему полуострову была уже превосходно налаженная система управления, опираясь на которую он мог проводить естественно-научные опыты и исторические разыскания. Получив в качестве дара за выдающиеся ученые заслуги земли в районе Симферополя, П. С. прожил в Крыму 15 лет. В двухтомном научном труде (1799 и 1803 гг.) «Описание путешествия по южным провинциям Российского государства» П. С. излагает собранные им сведения не только о рельефе, геологическом строении, флоре и фауне Крыма, но и об античных памятниках.

Особое внимание ученые обращают на Восточный Крым и , крошечный в то время городок, с населением не более 500 человек, приютившийся у подножия . Пыльный и знойный летом, насквозь продуваемый холодными ветрами зимой, он вряд ли мог остановить на себе внимание случайно оказавшегося здесь путника. Однако этот только по названию город привлекал к себе пристальное внимание тех, кого волновали события и образы античной старины.

Лит.: Игорь Шургая. // У истоков боспорской археологии.

***