Browse By

Феодосия, или Кафа: прекрасные сооружения генуэзцев

Итак, в 1353 году , сделав Кафу центром своих поселений в Крыму и на Азовском море, признали необходимым укрепить ее от нападений татар-кипчаков. Они принялись окружать ее широким регулярным рвом, который, как и стена, был облицован прочными плитами тесаного камня. Мощные башни, равномерно размещенные вдоль стен, дополняли систему сооружений, ее усиливали две крепости, или цитадели, размещенные по обеим концам города.

Я не в силах сказать, что почувствовал, увидев эти прекрасные сооружения генуэзцев в таком разорении, причем понапрасну. Русский губернатор Феодосии Фаншав (Фенш) велел снять облицовку укреплений и рвов, чтобы построить из них скверные казармы. Неизбежные последствия такой неосторожности вскоре дали о себе знать, эти превосходные рвы являлись не только оборонительным сооружением, но и служили для стока дождевых вод и потоков, стремительно стекающих с крутых и безлесных гор, окружающих город, разрушив их облицовку, рвы во многих местах засыпали, и не позднее, чем в 1834 году увидели, как дождевые потоки с гор беспрепятственно устремились поверх рвов в город, разрушая здания, сады, и причинив в течение нескольких часов ущерб на сумму более 300 ООО франков.

Все башни, шедшие вдоль стены, разрушены, так называемая башня папы Климента сохранила еще три грани своих стен, она находилась на самом важном и высоком участке укреплений к северу, будучи обращена к горам, откуда артиллерия легко могла причинить разрушения городу. Эта башня напоминает о том, что в 1345 году папа обратился с призывом к крестовому походу, чтобы прийти на помощь Кафе, которой угрожали хан Джанибек и кипчакские татары. Помощь, оказанная генуэзцам, дала им возможность укрепить свои оборонительные сооружения, и они поместили в знак признательности наверху башни плиту с надписью в честь папы. Снятая с высоты, где она была неразличима даже для самого острого зрения, плита была помещена у подножия башни, а отсюда перевезена в Феодосии, где возбуждает любознательность путешественников. Я дал ее точное изображение, рисуя вид Феодосии от подножия этой башни, любой путешественник, посещающий здешние руины, приходит любоваться прекрасным видом, который открывается отсюда на город и залив*. (*Эта надпись, сделанная готическими буквами XIV столетия, почти невразумительна, настолько ее латинская редакция полна ошибок и солецизмов. Во времена Вакселя она еще была вмурована в стену. Пут., II серия, лист 43.)

В центре этой обширной панорамы высится древняя генуэзская цитадель, сегодня разрушенная, ее заброшенные стены грозят падением со всех сторон. Здание перед цитаделью, приметное своими двумя высокими контрфорсами, но без каких-либо внешних украшений, было некогда главной армянской церковью, которую переселенцы этого народа построили под покровительством генуэзцев. Ужасное землетрясение 1319 года, которое разрушило Ани, так напугало армян, что вскоре после него часть этого народа отправилась искать спасения среди кипчакских татар, в окрестности Астрахани, отсюда они направили колонии в Крым, где обосновались в 1340 году, с одобрения генуэзцев, в Кафе, Эски-Крыме и окрестностях Судака*. (*Saint-Martin, Memoire sur IArmenie, I, p. 114. П.

Крымский сборник, с. 28. Одна надпись в монастыре св. Георгия близ Эски-Крыма возводит его основание к концу четвертого десятилетия XIV века.)

Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

***