Browse By

Гераклеиский полуостров: «Новая земля» и земля старого Херсонеса

Наконец, дорога упирается в верховья Круглой бухты. Спускаясь, я не могу удержаться от восхищения, любуясь этим живописным ансамблем извилистых бухточек, которые, даже будучи лишены украшавших их фруктовых садов и усадеб, тем не менее прекрасны. Две руины на берегах этой бухты, воды которой не взволнует никакая буря, стоят одна против другой на двух мысах, и из глубины бухты кажется, что они замыкают ее в отдельный бассейн.

Здесь мы вступаем на землю старого Херсонеса, место которого заняли владения Грейга, Крузе, хутор Алексиано и др., известные под общим именем «Новая земля»: ибо ничего уже не осталось от первых колонистов Гераклеи! Центр полуострова, более возвышенный и, следовательно, менее защищенный от ветров, не слишком подходил для культуры винограда, ей предпочитали сады, поля и пастбища, виноградники разбивали на склонах оврагов, устраивая террасы на подпорных стенках, как на виноградниках Лаво во Франции.

Наконец, херсонесцы устраивали виноградники и вдоль береговой скалы, которая ограничивает полуостров со стороны Балаклавы. Террасированная почва также удерживалась подпорными стенками, а виноградари высекали себе жилища в гротах под самым навесом скал*. (*«Перешеек (замыкающий ) обладает очень плодородной почвой и покрыт полями, но он окружен горами и холмами, на которых находились бесчисленные сады и виноградники». М. Бронев-ский. Описание Тартарии, с. 6. Здесь «перешеек» долина Балаклавы, а горы и холмы -это скалы, ограничивающие долину с той стороны.) Расчистки за карьерами по дороге в Палакий () позволяют судить о трудах херсонесцев по обработке почвы. Здесь немало прямоугольных участков, обнесенных такими высокими каменными оградами, что их можно принять за циклопические развалины какого-нибудь замка, но вскоре замечаешь, что все это кучи, образовавшиеся в результате расчистки. Самый большой из этих огражденных участков имеет 440 шагов в длину и 100 в ширину. Ради какой культуры было затрачено столько труда?

Это не единственные доказательства терпения и изобретательности херсонесцев. Существует немало древних усадеб, где для того, чтобы увеличить толщину слоя почвы, покрывающей скалу, сняли почву поблизости, совершенно обнажив скальное основание.

Лит.: де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в . // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.
*****