Browse By

Императорская Орианда: проект создания уединенного уголка

В своих проектах создания уединенного уголка император подумывал и о том, чтобы собрать вокруг ближайших друзей: он предоставил графу Дибичу владение в 47 десятин земли, примыкающих к императорскому саду. Смерть императора приостановила эти проекты, умер и граф, оставив невозделанные земли своим наследникам, которые и засадили их виноградом и оливками.

На границе этих двух владений, между основной дорогой и морем, высится скопление огромных глыб черного известняка, нагроможденных друг на друга, образуя холм высотой 150 туазов над уровнем моря. Он крут и неприступен со всех сторон и выглядит весьма своеобразно. Вокруг вершины располагалось таврское поселение, по-видимому, тавры устроили свои жилища среди глыб, а самую высокую часть занял акрополь: входом туда служила трещина между двух глыб в 3 фута шириной и в 15 футов высотой. Все это пространство покрыто обломками кирпича и грубой керамики, стены сложены из необработанных камней без извести. Я не смог найти остатки часовни, основного сооружения среди всех греческих построек в Крыму, отсюда я делаю вывод, что эти руины предшествовали христианству.

Подножие скалы с севера, то есть со стороны нынешней дороги, было защищено передовой стеной, маскировавшей подходы к ней. Две другие стены, еще заметные, простирались как две руки от подножия этого своеобразного акрополя до отвесного обрыва горы . Промежуток между обеими стенами заполнен остатками древних жилищ. Посреди скалы-акрополя растет восточный можжевельник по меньшей мере 300-летней давности, доказывающий, что это место покинуто уже несколько столетий. упоминает здесь также теребинты в 7—8 футов окружности. Близ этих руин имеется , называемый Врисси-Чешме.

Неподалеку от этих руин — очаровательная тропинка, которую граф Витт, владелец Мургуду, велел проложить посреди лесов и скал, к подножию отвесного обрыва горы Мегаби. Она приводит к основной дороге. Мой спутник по прогулке г-н Марко позаботился провести меня по ней, чтобы показать у подножия скалы другие древние руины с прелестным естественным гротом. Виды, мелькающие сквозь древесную листву, необычайны, они постоянно являют взору отвесную стену горы Мегаби, испещренную, буквально окровавленную красными ветвями земляничного дерева. Позолоченный крест на вершине обозначает место древнего укрепления. В этом естественном парке растет самый прекрасный экземпляр красного можжевельника из всех, что я видел: это не кустарник, а целое дерево более 20 футов высотой*. (*3а несколько недель до моего проезда, в 1834 году, парк и скалы были иллюминированы в честь пребывания герцога Рагузского в Мургуду, об этом празднике еще продолжали говорить с восхищением.)

Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в . // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

****