Browse By

Из Инкермана в Мангуп: Чоргунь, имение Габлица

В Крыму под этой мыльной глиной и обломками раковин ископаемых (странная смесь) обычно находятся залежи, не имеющие ничего общего с зелеными песчаниками и хлористыми почвами, которыми они переложены. В Инкермане это белесые или сероватые известняковые рухляки, местами со сланцем, в несколько сотен футов толщиной, почти полностью лишенные ископаемых. Его округленные утесы, имеющие основанием стену зеленого песчаника, частично покрывают долину Балаклавы и тянутся вплоть до Чоргуни, где проходит граница неокома (neocomien) и юрской формации.

В селении Саблы этот слой, указанный под №11, имеет лишь сорок футов толщины и более похож на черный или темно-серый сланец, светлосерый отделяет его от неокома, отмеченного под № 12. По моему мнению, этот мертвый или лишенный ископаемых сланцевый слой, зачастую значительный, представляет собой не что иное, как скальные породы, разрушенные вследствие вулканической деятельности в таврической горной цепи.

Чоргунь, название которой напоминает Чорчун — имя, данное татарами Херсону, — расположена в ущелье, сложенном мраморовидными известняками и пудингами, похожими на те, что в Балаклаве. Биюк-Узень (ее называют также Черная речка и Казык-лы-Узень), вытекая из Байдарской долины, соединяет здесь свои два основные рукава, с шумом вырывающиеся из диких ущелий, прорезанных в скалах юрского известняка*. (*, Сборник, с. 244, приводит план старинного укрепления на левом берегу речки Казыклы-Узень, над восточным рукавом, немного выше деревни Алсу. Он называет его Исарчик крепостца.) Прежде чем прорваться меж двух последних утесов мраморовидного известняка, стесняющих его течение, и перед тем как достичь долины Балаклавы, где его отводят для наполнения водой акведука, ведущего в доки, он принимает еще ручей Шули с гораздо более спокойным течением.

Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.
*****