Browse By

Каффа. Ялта. Алупка: ялтская гостиница Бартолуччи

Не могу описать того приятного впечатления, какое произвели на нас слова содержателя ялтской Бартолуччи: Siate benvenuti, signori! В этой гостинице, называющейся Citta di Odessa, мы нашли все, чего только могут пожелать путешественники усталые, измоченные дождем и с ног до головы покрытые грязью.

На следующее утро все соседственные горы были покрыты снегом, но это великолепное зрелище было непродолжительно, восходящее солнце превратило снег в потоки воды.

В ожидании того времени, когда пароход «Петр Великий» выйдет в море, нам оставалось исполнить один только долг, налагаемый на нас признательностью к князю Воронцову. По этой причине мы поспешили отправиться в Алупку.

После нашего первого посещения алупкинские чертоги были вполне отделаны и теперь, возвышаясь на обширной террасе, господствующей над прекрасными окрестностями, являлись в виде истинно величественном. Позади этого дома стоит , огромный утес, разбитый ударом молнии и возвышающийся с лишком на тысячу футов. Самый дом окружен густыми массами зелени, резко отделяющейся от серого грунта, представляемого утесом.

Материал, употребленный для постройки дома, состоит из прекрасного зеленого гранита, это тот самый камень, который у немецких минералогов называется Griinstein. Форма дома представляет массивный квадрат, стиль его есть искусное смешение византийской архитектуры с восточным стилем, только вследствие близости места, откуда доставлялся гранит, камни кладены громадной величины. Таким образом, этот дом состоит, как римский памятник, из колоссальных слоев. При подобных материалах мог слить все украшения, всю самую тонкую резьбу в одно целое. Вот почему балюстрады дома, его изящные камины, покрытые прелестнейшими украшениями, разные подобия кружева, высеченные в цельном граните, простоят столько же, как соседственные горы, из которых гранит извлечен.

Лит.: А.Н. Демидов и его «Путешествие в Южную Россию и в 1837 году».

****