Каменный век и энеолит в Крыму: раннемезолитичеекая культура Горного Крыма
К мурзак-кобинской культуре относятся погребения в навесе Фатьма-Коба и гроте Мурзак-Коба (рис. 11). В первом из них в скорченном положении был похоронен мужчина со средиземноморскими расовыми чертами, во втором обнаружены остатки мужчины и женщины кроманьонского (чисто европейского) типа в вытянутой позе. У женщины еще при жизни из ритуальных соображений были отрублены кончики обоих мизинцев. Погребения приписываются соответственно носителям остри иного и типичного тярденуаза. Судя по всему» мурзак-кобинская культура принадлежит двум разным группам населения, которые обитали, не смешиваясь, на одной и той же территорий в течение многих столетий. Исследователями предполагается генетическая связь между этой культурой и предшествующими шан-кобинскими памятниками, но широкое распространение тарденуазской общности не исключает мысли о том, что здесь не обошлось без притока нового населения.
Рис. 11. Мезолитические захоронения и портретные реконструкции умерших по черепам:
1 — Фатьма-Коба, 2-4 — Мурзак-Коба
Один из исследованных памятников мурзак-кобинской культуры — Ласпи VII — по значительной серии радиоуглеродных определений относится к VII тыс. до Р.Х., а верхний слой Шпан-Кобы имеет дату ок. 6290 г. до Р.X. В целом же мурзак-коби некая культура, очевидно, укладывается в хронологические рамки второй половины VIII VI тыс. до P.Х. По-видимому, к ее финальной стадии относится VII слой навеса Таш-Аир I, в котором еще нет керамики, но уже хорошо представлены трапеции и сегменты с уплощенной ретушью, получившей распространение в неолитическую эпоху.
Недавно А. А Яневичем выделена еще одна раннемезолитичеекая культура Горного Крыма, эталонным памятником которой служит пещерная стоянка Шпан Коба. Здесь слой этой культуры, отделенный стерильными прослойками, подстилается шан-кобинским, а перекрыт мурзак-кобинеким слоем и датируется VIII тыс. до Р.Х. (ок. 7200 г. до Р.Х.) Найдены острия с микрорезцовым сколом, в том числе с выемкой в основании, оформленной с помощью ретуши (суатский тип), микролиты-вкладыши в виде пластинок с краем, который «обрублен» (с отвесной ретушью), и удлиненные асимметричные треугольники, также с отвесной ретушью, часто с основанием, отретушированным в виде выемки. Комплекс дополняют угловые резцы (на углу сломанной пластины) и концевые скребки. Выделены также наборы шпанских орудий в коллекциях с недостаточно четко стратифицированных стоянок (IV и III слои Шан-Кобы, IV слой Фатьма-Кобы) и с памят ников, культурные слои которых разрушены вообще (Су-Ат HI I др.). Резкое отличие IV слоя (и отчасти III) в Шан-Кобе от подстилающего V не прошло мимо внимания и других исследователей – В. H. Станко и В. Ю. Коена, которые тоже выделили особую культуру, хотя она характеризуется, по мнению этих археологов, только двумя слоями одного памятника — Шан-Кобы. Несмотря на расхождения между археологами, все три автора единодушно признают близость этих слоев к нижнеднепровским могильникам волошко-васильевского типа. Шпанский комплекс имеет и другие параллели, например, в яниславицкой культуре (Польша), которая моложе, чем средний слой Шпан-Кобы.
Шпанская культура относится ко времени, когда формировалась мурзак-коби некая культура, и вполне вероятно, что в ней имеется шпанский компонент. Судя по характеру инвентаря, в Шпан-Кобе могло существовать шпанское стойбище, но на некоторых других стоянках с элементами шпанской индустрии они, вероятно, служат лишь проявлением указанного компонента в мурзак-кобинских комплексах. Иными словами, раннемезолитические носители шпанской культуры могли раствориться в крымской этнической среде и оставить определенный след в мурзак-кобинских памятниках. Происхождение новой культуры связывается, прежде всего, с этносом стоянки Вишенное II (а в общем, с так называемым восточным граветтом).
Продолжение статьи читайте здесь: Каменный век и энеолит в Крыму: Неолит — последняя эпоха каменного века
Лит.: Сборник научных работ по истории Крыма. // Г.М. Буров и др., ред. Б. Д. Дейч.
***