Browse By

Козлов. Симферополь: воспоминания о Симферополе

Мы выехали из Симферополя 21-го сентября. Для нас достаточно было нашей валашской повозки, недавно перед тем починенной, потому что весь багаж наш был уложен в татарскую фуру, на которой Михаил Барба-Кристи отправился вперед. Почтовые лошади везде были задержаны, а потому мы с большим трудом могли нанять трех лошадей у одного обывателя, который, хотя человек и бедный и не жид, взял, однако, за своих лошадей втридорога. Наконец мы отправились по пути в Кара-су-Базар, некоторые из нас сидели на скромной нашей повозке, другие шли пешком, стреляя хищных птиц и зайцев, которых здесь очень много.

Продолжая таким образом ехать, мы сводили в одно целое все наши воспоминания о Симферополе. При этом мы никак не могли угадать причины, почему этому городу дано такое название, и заключили, что оно выдумано для него произвольно.

Оставив в покое этимологию, мы принялись за приведение в порядок статистических данных. В Симферополе восемь тысяч жителей, между тем как в самых лучших географиях их показано вполовину менее. В числе означенных восьми тысяч находятся три тысячи татар, 1700 русских, 400 человек разных иностранцев и 900 цыган, привлекаемых сюда здешними многочисленными базарами, на которых они, по всегдашней привычке своей, занимаются мошенничеством. Остальная часть населения состоит из евреев, способных ко всякой промышленности, армян, торгующих разными тканями, и греков, за которыми полиция имеет постоянный надзор, потому что они по большей части предаются непозволительным промыслам. К числу мест, за которыми полиция также строго надзирает, принадлежат общественные бани и некоторые другие подозрительные заведения.

Лит.: А.Н. и его «Путешествие в Южную Россию и в 1837 году».
*****