Курганы, история, люди: курганы — немые свидетели прошлого
Проходили века, сменялись племена и народы, а курганы оставались — немые свидетели прошлого, далекой, навсегда ушедшей человеческой жизни. Они видели людей меднокаменного века, слышали унылый скрип деревянных колес их неуклюжих повозок, влекомых медлительными священными быками. Молчаливые старики-курганы прислушивались к незнакомому говору новых пришельцев. На их веку произошла смена сначала каменных и медных орудий труда иа бронзовые, а потом бронзовых на железные. В это время, в начале «железного века», по крымским степям пронеслись воинственные легендарные киммерийцы. Их сменили кочевые скифы — суровые и гордые. Затем были сарматы, гунны, готы Одни племена двигались на запад, другие на восток. Снова вторгались кочевники, сначала половцы, затем татаро-монголы
Поверхность кургана обычно песет на себе следы заплывших окопов, воронок от разрывов бомб и снарядов, остатки грозных некогда дзотов. Это зарубцевавшиеся шрамы кровавых ран, свидетели гражданской и Великой Отечественной войн, следы великих трагедий и великого героизма советских воинов. Кто из ветеранов войны не знает, не помнит эти насыпи в открытой степи! У подножия курганов устанавливались орудия, маскировались техника и люди, здесь находили укрытие связисты, стояли полевые кухни.
Курганы хранят память веков — от времен египетских пирамид и до наших дней. Беречь бы их да беречь, как бесценных очевидцев истории нашей необъятной страны. И как жаль, что еще и сейчас, в наше время, в наш просвещенный двадцатый век находятся нерадивые руководители, узколобые циники, которые направляют на курганы бульдозеры, скреперы, плантажные плуги. Очевидно, для них история не существует? Летят в отвалы кости людей, быть может, героев и защитников родной земли, чьи имена и подвиги остались неизвестными. Бесследно, навсегда стираются страницы прошлого, гибнут произведения древней архитектуры, искусства, тысячи ценнейших изделий человеческих рук, музейных экспонатов, утвари, оружия, украшений
И беднеет, беднеет история!..
Великий русский писатель Антон Павлович Чехов в повести «Степь» писал: «Едешь час-другой Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, по-ставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на намять приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете почтой птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни, душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».
Здесь, в этой великой симфонии природы, слились воедино курганы, история и их творец — человек. И чувство любви к родной природе, родной истории — чувство Родины!
Лит.: Аскольд Щепинский. // Курганы, история, люди.
***