Browse By

Партенит: следы древних построек на Аюдаге

Чтобы обнаружить следы построек этого рода, следует, уже поднявшись на горный хребет, остановиться на полпути между деревней и крепостью, здесь, со стороны моря, среди больших деревьев находятся остатки монастыря длиной 6 туазов и шириной 3 туаза, посвященного свв. Константину и Елене. еще застал стену вокруг него, но искал ее тщетно. Татары показывают место, где находилась одна из колонн храма, перевезенная в сад графа Воронцова в Гурзуфе, где я ее видел. Она украшена большим рельефным крестом и сделана из белого с голубыми прожилками мрамора подобно другим, о которых я уже упоминал. Паллас и Криппс, путешествовавшие вместе с Кларком, видели только одну колонну, но последний добавляет, что ранее их было 4—2 из белого и 2 из зеленоватого мрамора, и что князь велел увезти две для украшения церкви в Херсоне или по соседству.

Судя по аналогии и по постоянству, с которым люди стараются основать новый культ на месте прежнего, что отмечалось мною неоднократно , я не сомневаюсь, что храм девственного божества тавров находился на том же самом месте, что и монастырь, и чтобы получить интересные находки, следовало бы произвести раскопки на этом месте, история которого восходит к крайним пределам самой археологической науки.

Здесь Ифигения вершила свое жестокое служение, здесь явились перед ней и , отсюда сбрасывали тела жертв с высоты скал, обрывающихся в море. Необозримые просторы, открывающиеся отсюда взорам существа, благодарно и благоговейно восхищающегося великолепием творений Создателя, еще более обширных тогда, когда вершина горы еще не поросла деревьями, являлся своего рода трагической обсерваторией, с высоты которой жаждущая крови жрица обозревала бескрайний морской горизонт, отыскивая там свою жертву*. (*С высоты Аюдага видны малый Кастель, близ Биюк-Ламбата, а также крепости Кизильташа, Гурзуфа и Никиты. П. Кеппен. Крымский сборник, с. 173.)

Крутая тропа, ведущая из деревни в монастырь, усеяна обломками кирпича и керамических сосудов. Оконечность мыса завершается небольшим строением, от которого остались лишь четыре стены, размером в один квадратный туаз.

Вершина Аюдага полностью поросла деревьями, тогда как его зеленоватые или темные бока обнажены. Высота горы, согласно подсчетам Шатильона, — 1795 королевских футов. Едва ли есть тропа, по которой можно спуститься с вершины Аюдага к Артеку и Гурзуфу, поэтому приходится вернуться к деревне Партенит, чтобы продолжить путь.

Лит.: де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

****