Browse By

Путешествие в Крым: через прилегающие к Одессе степи

Долго ехали мы таким образом по битой дороге, местами кое-где возделанной, влево от нас виднелись многие большие , которые скоро остались позади нас. Эти сообщаются с морем узкими каналами, они доставляют, как слышно, прекрасную рыбу, два из них показались нам, насколько можно было судить издали, весьма обширными. Все эти называются лиманами, что значит по-турецки «морская пристань». Тем же именем называются и устья больших рек, в которые могут входить корабли. В упомянутые впадает много речек, и они часто при половодье совершенно соединяются с морем.

Вскоре скрылась у нас из виду, и мы въехали в настоящую степь. Прилегающие к Одессе степи не похожи на бессарабские, последние имеют вид волнообразный, а первые, напротив, представляют плоскую, ровную поверхность, не имеющую ни углублений, ни возвышенностей, и в отдалении гладко сливающуюся с морем. Лишь изредка кое-где это однообразие степи прерывается цепью курганов, тех конических возвышенностей, о которых мы уже говорили выше.

При чрезвычайной быстроте езды вы надеетесь, что скоро выедете из плоского пространства, отовсюду вас окружающего, но тщетно ожидание ваше, несутся кони, летят часы, а вы все еще катитесь по беспредметной степи, представляющей все тот же вид местности обнаженной, иссушенной солнечным зноем, глубоко унылой. В это время не было уже цветов, которые весной и летом украшали степь своей пестротой, и мы невольно припоминали слова Рубруквиса, посещавшего эти степи еще в XIII веке: «Nulla est sylva, nulla mons, nullus lapis» «Нет ни леса, ни пригорка, ни же камня»! Между тем, однако, и в этих степях было ощутимо близкое присутствие Императора, и пески пустынные так же, как города, приготовились к Его приезду, дорога во многих местах была уравнена, рытвины засыпаны, станционные дома вновь выбелены.

Лит.: А.Н. и его «Путешествие в Южную Россию и в 1837 году».

*****