Browse By

Тепе-Кермен. руины Мангуша: Доступ на плато

Доступ на плато был защищен толстой стеной, за ней в ее начале я нашел несколько крипт, выходящих на север: они отмечены на моем рисунке. Отсюда я, взбираясь на вершину по улочке, частично вырубленной в массиве скалы, поднялся, наконец, на плато несколько неправильной формы, имевшее, пожалуй, 5 минут ходьбы в диаметре. Вся его поверхность была продырявлена отверстиями или неглубокими колодцами со ступеньками, которые вели внутрь крипт. Эти отверстия на уровне поверхности сегодня скрыты высокой травой и кустарником, нужно соблюдать осторожность, чтобы не споткнуться и не провалиться в яму.

Эти крипты, число которых неизвестно (Павел насчитал 150, состоящих из одного-двух помещений), вырубленные вровень с поверхностью, в значительной своей части являются, на мой взгляд, подвалами. Возможно, их первоначальное назначение состояло в том, чтобы служить для жилья. Но возросший достаток и стремление иметь более удобное жилье вывели обитателей на поверхность земли, множество тесаных камней, оставшихся на месте и разбросанных вокруг, а также завалы указывают, что над этими криптами, имевшими лишь один света — квадратную дыру с идущими вниз ступеньками, — строили дома.

Напротив, крипты, расположенные вдоль карниза скалы, по-видимому, продолжали служить жилищами, они устроены достаточно удобно, я осмотрел возможно большее их число. Внутренние или наружные лестницы, как в Инкермане и Мангупе, вели в каждое помещение, состоявшее, как правило, из нескольких комнат, причем все они освещались окнами, устроенными по внешнему фасаду скалы.
Описывая , я говорил об общем стиле этих крипт. На Тепе-Кермене мы видим самые разнообразные их образцы, причем в лучшей сохранности: от самой простой крипты до жилища с удобствами, от крипты неопределенной формы — ни круглой, ни овальной, ни квадратной, в которой есть только ниша-лежанка и очаг с углублением посередине, до таких, где можно найти жизненно необходимые удобства. Однако какой-либо архитектуры нет и следа, ничего, подобного дворцам Уплисцихе (на Кавказе. — Прим. пер.). Крымский троглодит просто вырубал себе укрытие, ничуть не думая о симметрии или украшениях, никаких пилястров, карнизов, колонн, изящных сводов в виде купола или арки, которые встречаются только в церквах. Едва ли можно назвать украшением «пересекающиеся линии» или «запятые», следы работы орудием, оставленные на потолках и стенах, не подвергшихся иной обработке. Наконец, никаких надписей, живописи. Никакой, даже самой грубой скульптуры.

Двери в общем рассчитаны на людей среднего роста, потолки, плоские или слегка выгнутые сводом, не превышают 7 футов от пола и лишь изредка достигают 8 футов. Деревянные двери поворачивались на шарнирах, от которых сохранились круглые гнезда, их можно было запирать изнутри брусом, как делается и теперь в татарских домах. Над одним из входов я увидел вытесанную арку, увеличивающую его высоту.

Лит.: де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в . // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.
*****