Browse By

Ялта. Алупка: Ай-Петри и алупкинский сад

Прежде мы также упоминали и о саде алупкинском, но в самых коротких словах, а между тем едва ли где найдется другой сад, более достойный самого подробного описания! Это прекрасное место, облагодетельствованное природой, вместе с тем и украшено всеми пособиями искусства. Здесь есть множество гротов и естественных пещер, прекрасных водопадов, прудов и бассейнов, наполненных прозрачной водой, пропастей, диких, пустынных местностей, приглашающих к уединению. И притом надобно заметить, что искусство здесь весьма немного помогло природе. Ему оставалось только провести безопасную тропинку по отлогостям сада, по краям стремнин и водоемов.

Ограду этого сада составляют отвесные бока самого утеса , и сад так обширен, что до подошвы его можно достигнуть не иначе, как употребив на это два часа времени. Возвращаясь по саду к княжескому дому, вы увидите неожиданно целую татарскую деревню, скрывающуюся в овраге среди густого леса. Существование этой деревни обнаруживается только верхушкой минарета, возвышающейся над деревьями. На противоположной стороне горы, обращенной к морю, устроен прелестный английский сад. Там вы увидите затейливые аллеи, большие пространства, покрытые свежей зеленью, среди которой струятся светлые ручейки, с каждой точки открываются новые прекрасные виды: то древняя башня, то арнаутская гауптвахта, то гостиница, и притом итальянская, еще более усугубляющая сходство с Италией.

В самом низу горы есть небольшая пристань, защищенная скалами, доставляющая приют рыболовным и потешным судам. Но все то, что мы здесь сказали, представляет лишь несовершенный и холодный очерк удивительного алупкинского сада. Что сказать еще об этом великолепном замке? Что сказать о том, как мы простились с князем, о чувстве признательности, какое он поселил в сердцах наших? Прием его был запечатлен величайшим добросердечием, в этом последнем свидании он хотел даже уверить нас, будто мы ничем ему не обязаны, и, прощаясь с нами, дал нам слово, что позаботится о повышении нашего проводника Михаила Барба-Кристи.

В субботу, 28-го октября, мы в последний раз перебрались на пароход «Петр Великий» вместе с нашими коллекциями, учеными сокровищами и записками. Михаил Барба-Кристи, который искренно полюбил нас, долго нас обнимал, пожимал нам руки и тщетно старался удержаться от слез. На следующий день, благоприятствуемые прекраснейшей погодой, мы прибыли в Одессу.

Лит.: А.Н. и его «Путешествие в Южную Россию и в 1837 году».
*****