Browse By

Дюльбер

На рубеже двух веков XIX и XX в Мисхоре, где счастливо сочетаются целительный , теплое море, живописные горы и роскошная растительность, были построены дворцово-парковые ансамбли в имениях Великих князей Романовых Александра Михайловича — «Ай-Тодор», Николая Николаевича — «Чаир», Георгия Михайловича — «Харакс», Дмитрия Константиновича — «», Петра Николаевича — «Дюльбер».

Дюльбер

Мудрые греки еще в пятом веке до нашей эры  выделили самое теплое место в Крыму — от Фороса до Гурзуфа. В центре его — — по-гречески серединное место, а в центре Мисхора дворцово-парковый комплекс «Дюльбер». построен в романтическом, мавританском стиле. Купола, михрабы, надписи на арабском языке подчеркивают восточный колорит архитектуры, а ослепительная белизна здания отчетливо выделяет его на фоне Главной гряды Крымских гор. Могучие стены дворца — молчаливые свидетели исторических событий, бушевавших здесь почти столетие назад. Именно здесь пребывали «до особого распоряжения» советского правительства великие князья Романовы с семьями и вдовствующая императрица Мария Федоровна с дочерью Ольгой Александровной.

Петр Николаевич Романов родился в 1864 году. Он был внуком Николая I и дядей последнего российского императора Николая II. Как и все Романовы, он получил военное образование и состоял флигель-адъютантом Его Величества, шефом гренадерского саперного батальона. В двадцать лет он начал службу, но заболел туберкулезом и вынужден был оставить ее. Великий князь был женат, на дочери черногорского короля принцессе Милице. Эта дама проявляла большую активность во всем, что было связано с политикой, сам же Петр Николаевич, не смотря на свое царственное происхождение, вел скромный образ жизни. Он жил вдали от двора, не проявляя никакого стремления к власти. Это был застенчивый молчаливый человек, за кроткий и покладистый нрав в семье его называли Петюшей.

Лечение за рубежом и медицинский туризм являются важным аспектом глобализации мировой экономики. Сочетание медицинских услуг высокого качества с туристическими аттракциями привлекает сотни тысяч людей из разных стран. Для жителей России лечение за границей уже давно стало привычным делом: они едут в Израиль, Германию, Австрию, США и даже в страны Юго-Восточной Азии для получения медицинской помощи. Не только низкий уровень здравоохранения у себя дома является фактором, побуждающим людей обращаться в поисках лечения за границу. Например, из такой страны как США с ее высочайшим уровнем медицины пациенты часто направляются в Израиль, Германию и другие страны, так как цены на лечение в Израиле существенно ниже.

Хотя великий князь был человеком военным, он от природы имел художественные наклонности — хорошо рисовал, серьезно занимался архитектурой, особенно архитектурой церквей. Одно время он принимал активное участие в реставрации Бахчисарайского дворца. Знаменитый византиевед академик Н. П. Кондаков высоко ценил великого князя как незаурядного ориенталиста, он увлекался историей, коллекционировал старинные рукописи по истории. Кроме этого занимался коневодством и разведением породистых собак.

Великий князь, часто бывал в Крыму, очень любил его и, выбрав на Южном берегу самое теплое место, в 1893 году купил 13 десятин земли у господина Полежаева, для устройства своего имения. Здесь на самом побережье стоял дом, жить в котором из-за трещин было небезопасно.  На этом месте в 1895 году великий князь Петр Николаевич принял решение начать строительство дворца, комплекса служебных построек при нем, и разбить небольшой парк.

Перед тем как приступить к строительству в своем новом южнобережном имении, Великий князь совершил длительное путешествие по странам Средиземноморья, посетил Сирию, страны Магриба, интересовался необычными и экзотичными строениями. Пребывая долгое время в Египте, климат которого более всего подходил князю по состоянию здоровья, Петр Николаевич увлекся архитектурой древней страны. Он делал зарисовки древних храмовых построек Каира.

После возвращения в Крым, под впечатлением от увиденного, он выполняет эскизные наброски своего будущего дворца. Составление проекта и строительство дворца, хозяйственных служб и планировку парка Петр Николаевич доверил молодому ялтинскому архитектору Н. П. Краснову (1864-1939), в последствии создателю Ливадийского Императорского дворца, с которым его сближали художественные взгляды, а также увлечение исследованиями Бахчисарайского дворца и национальных традиций в зодчестве народов, населявших Крым.

Его жена категорически была против приглашения неизвестного архитектора, и хотя Романовы всегда были примерными мужьями и считались со своими женами, в этот раз Петр Николаевич настоял на своем.  Этому были свои причины — за время работы в должности городского архитектора, Краснов накопил богатый опыт строительства зданий различного назначения в условиях Южного берега Крыма с его сложным рельефом местности, крутыми спусками к морю, обширными оползневыми участками и сейсмоопасностью. Также сыграло и общее увлечение Великого князя и молодого архитектора — изучение традиций восточного зодчества. Романов шел на любые уступки, лишь бы Краснов согласился работать. Петр Николаевич предоставил ему собственные эскизы из путешествий по Средиземноморью и получил дворец, который несет отпечаток тонкого вкуса и зодчего, и заказчика.

Не смотря на серьезные финансовые трудности,  дворец строили быстро. Строительство началось в 1895 году, а в 1897 году он был уже готов. На свет появился великий памятник архитектуры, и мир узнал о талантливом архитекторе высочайшего двора Краснове. «Дюльбер» стал вторым объектом, после Воронцовского дворца, который желали посетить респектабельная публика и зарубежные гости. В большом благоустроенном имении, спускающемся к уютной бухточке, проводил великий князь в кругу своей семьи каждый год несколько месяцев.

Проход в стене дворца Дюльбер

Толстые стены этого дворца спасли жизнь членам царской фамилии, оказавшимся во время гражданской войны в Крыму. Великий князь Александр Михайлович, переживший страшные дни ареста в Крыму писал: «Я никогда не думал о том, что прекрасная вилла Петра Николаевича имеет так много преимуществ с чисто военной точки зрения. Когда он начал ее строить мы подсмеивались над чрезмерной высотой его стен и высказывали предположение, что он, вероятно, собирается начать жизнь «Синей бороды». Но наши насмешки не изменили его решения. Он говорил, что никогда нельзя знать, что готовит нам отдаленное будущее. Благодаря его предусмотрительности, Севастопольский совет располагал хорошо укрепленной крепостью».

Фото дворца Дюльбер

В период Первой мировой войны великий князь Петр Николаевич, в звании генерал-инспектора инженерных войск находился при ставке верховного главнокомандующего, которым был его брат Николай Николаевич. После отставки Николая Николаевича, брат последовал за ним в Тифлис, оттуда они вместе прибыли в Киев. В ноябре 1917 года по приказу Временного Правительства их и членов их семей отправили в Крым.

Здесь же в Крыму были и другие представители императорского дома, ближайшие родственники Николая II, которые вошли в историю как «крымская группа Романовых». Вначале крымские пленники находились под домашним арестом в своих имениях и могли свободно перемещаться только в их пределах. В феврале 1918 года всех Романовых, проживающих в Крыму, решили перевести в «Дюльбер», так как ялтинские большевики требовали немедленной казни Романовых, а севастопольские хотели все же дождаться распоряжений «товарища Ленина». С целью не допустить бесчинств со стороны ялтинцев севастопольский совет назначил местом пребывания членов царской семьи имение Петра Николаевича, с его высокими и толстыми стенами, напоминающими . На крыше дворца установили пулеметы и мощные прожекторы, а отряд вооруженных до зубов революционных матросов Севастопольского военного гарнизона вел непрерывное наблюдение за всем происходящим вокруг. К пленникам никого не впускали. Кормили их скверно и скудно, но это было не так страшно, хуже была полная изоляция и неизвестность.

Власть в Крыму менялась множество раз. В апреле 1918 года Ялту оккупировали немецкие войска. Романовым было предложено выехать в Германию, но никто из семьи это предложение не принял. В конце 1918 года в Крым прибыл флот союзников. Командующий британским военным флотом адмирал Кэльторп сообщил, что английский король дает в распоряжение вдовствующей императрице корабль для отъезда в Англию. Мария Федоровна, в девичестве датская принцесса Дагмар (1847—1928), была женой российского императора Александра III и находилась в родственных отношениях со многими королевскими домами Европы, в том числе и короля Великобритании Георга V, матерью которого являлась королева Александра — родная сестра Марии Федоровны. Только добившись разрешения от Георга V взять с собой всех друзей и родственников, которым угрожала месть большевиков, Мария Федоровна согласилась покинуть Крым. В конце марта в Севастополе бросил якорь британский крейсер «Мальборо» и 1 апреля 1919 года члены царской семьи навсегда покинули Родину.

С приходом в Крым Советской власти в имении Дюльбер, переименованном  в «Красное знамя», открылась одна из первых советских здравниц для оздоровления политработников и бывших политкаторжан. Здесь отдыхали политэмигранты, испанские дети, челюскинцы и видные деятели международного революционного движения. В 1938 году под руководством архитектора В. Соляника в том же мавританском стиле, был построен второй корпус, над входом в который появилась надпись из сталинской Конституции 1936 года — «Граждане СССР имеют право на отдых», стилизованная под арабскую вязь. По иронии судьбы простых граждан, как в те времена, так и сейчас на территорию «Дюльбера» не пускают.

Вход в санаторий Дюльбер

Во время войны здание дворца получило большие разрушения, но к 1949 году силами немецких и румынских военнопленных было восстановлено. «Дюльбер» продолжал оставаться местом отдыха советских и иностранных руководящих деятелей компартий. Сегодня это санаторий Верховной Рады Украины.

Дворец «Дюльбер» поражает воображение и приковывает к себе внимание с первого взгляда. Белоснежное здание с серебристыми куполами, башенками, зубчатыми стенами резко выделяется на фоне Главной гряды Крымских гор. Арочные окна, синий орнамент, цветная мозаика, михрабы, надписи на арабском языке подчеркивают восточный колорит архитектуры.

Внутренний вид Дюльбера | Дюльбер

Дворец кажется прекрасным видением из сказок Шахеризады. И название его переводится с арабского как «прекрасный», «великолепный». Над главным входом высечено арабской вязью: «Да благословит Аллах вошедшего сюда».

Рассматривая стилевые особенности дворца, академик Н. П. Кондаков замечает: «Трудно было бы определить, в каком собственно стиле это сооружение построено, так как его главные части отвечают своими этажами обычным европейским нуждам — в его комнатах, жилых помещениях полно всякого европейского комфорта. Но так как главные декоративные части: входы, террасы, плоские крыши, покрытия куполов, боковая башня, форма дверей и окон и вообще всякая орнаментальная часть дворца напоминает сарацинские здания Египта и Сирии, то можно было бы без особой погрешности назвать дворец арабским или, вернее, <… > сарацинским. Этот стиль издавна составляет предмет изучения для самого высокого владельца Дюльбера, как стиль необыкновенно оригинальный, глубокий, полный поэтического изящества».

Во дворце более чем 100 комнат и помещений. Путем компоновки на фасадах здания различных архитектурных деталей и украшений его продолговатая форма обрела пластичность и завершенность, а сами фасады — неповторимую индивидуальность. Много внимания уделялось декоративному убранству: оформлению входов, оконных проемов, балконов, декорированию дверных полотен. При выполнении отделочных и декоративных работ автор строго следовал сарацинскому стилю Египта и Сирии. Этот стиль очень импонировал князю, и он считал его поэтически изначальным для создания неувядаемой и чувственной красоты архитектурных творений.

Каменная ниша сохранила медальон с исторической надписью: «1897, октябрь. Великий князь Петр Николаевич, Великая княгиня Мелица Николаевна и их дети — Великие княжны Марина Петровна, Надежда Петровна, Великий князь Роман Петрович присутствовали при освящении дворца Дюльбер».

Пальмы во дворе дворца Дюльбер

Дворцовый комплекс окружает небольшой прекрасно ухоженный старинный парк — это настоящий в миниатюре. Создавал его Вавилин, человек, обращающийся с деревьями и растениями как с людьми. В парке много редких экземпляров, некоторые из них могут существовать только в Крыму.