Browse By

Средневековая эпоха Крыма: Что же Иоанн Готский?

Что же Иоанн Готский? На соборе он отсутствовал и не мог наслаждаться триумфом (хотя и временным) дела, которому он отдал столько сил. Причину этого, может быть, раскрывает отрывок из его Жития, повествующий о событиях в Крыму. Толчком для них послужил захват хазарами главной крепости Готии — Дороса. Очевидно, поводом для этого стало изменение отношений между Византией и Хазарией.

Императоры-иконоборцы поддерживали с ней тесные контакты. Однако смена политического курса на иконопочитание, смещение регентшей Ириной с престола наследника Льва Хазарина Константина VI, ослабление общей для двух государств арабской угрозы, сдерживавшей их конфронтацию в Таврике и на Кавказе, привели в совокупности к усилению хазарского давления на оставшиеся еще византийские владения на полуострове. В основном это была территория, прилегавшая к Херсону, вероятно, совпадавшая со страной Дори. Захват Дороса выводил хазар на границу, прорвав которую они могли беспрепятственно дойти до стен Херсона. Судя по всему, эта крепость, как и другие укрепления, определявшие рубеж византийско-хазарского пограничья в этом районе Таврики, была предоставлена властями сама себе.

Возмущение, вызванное военной акцией хазар, охватило только «народ», но никак не официальную власть. Фигурировавший в Житии «народ» — это, несомненно, христианизированные и аланы, составлявшие основу этнического массива в прибрежных и предгорных районах Таврики. Крепость была для них как убежищем на случай военной угрозы, так и важнейшим религиозным центром. Вряд ли антихазарское выступление было стихийным, поскольку во главе его встал духовный лидер, епископ Иоанн, и некий «господин Готии», то есть византийский наместник — топарх. Однако, судя по всему, главную роль играл именно Иоанн, пользовавшийся большим авторитетом. Учитывая его идеологическую ориентацию, многие исследователи предполагали, что восстание разворачивалось не только под антихазарскими, но и под антиправительственными, иконопочитательскими лозунгами. Это может объяснить равнодушие византийской администрации (за исключением потерявшего свой пост топарха) к движению.

Лит.: сквозь тысячелетия. Средневековая эпоха. / Ред. Э.Б. Петрова, Б.Д. Дейч.

***