Browse By

Загадка страны Дори: Кто же обитал в стране Дори

Кто же обитал в стране Дори, для кого создавались со столь значительным размахом и соответствующими затратами крепости на вершинах скальных отрогов и островов? Чтобы ответить на этот вопрос, придется совершить экскурс во времена более отдаленные, чем эпоха возникновения «пещерных городов». Население средневекового горного Крыма сформировалось на базе различных этнических групп, пришедших на полуостров в разное время. Уже во второй половине I тыс. до Р.Х. картина здесь была довольно сложной. В юго-западной части полуострова соприкасались скифы, тавры и греки, уровень их культуры, хозяйства общественного развития был различен.

ВIII — IV вв. испытал нашествие племен остготского союза и северокавказских алан, затем гуннов. Не случайно это время считается в истории Евразии началом эпохи Великого переселения народов. В процессе этих этнических движений были ликвидированы Боспорское царство и государство поздних скифов, уцелела только Херсонесская республика, находившаяся до начала IV в. под защитой контингентов римских войск (правда, территория ее ограничивалась собственно городом и его ближайшими окрестностями. В дальнейшем, как мы знаем, город стал форпостом Византии в этой части полуострова, просуществовав еще более тысячи лет).

Существуют различные взгляды на характер этнических процессов в раннесредневековой Таврике. Собственно, проблема заключается в определении состава населения предгорной и приморской частей полуострова. Ряд авторов придерживается мнения, что оно состояло в основном из потомков тавров и скифов. Однако исследования, проведенные в последней четверти XX в., показали, что эти этносы вряд ли могут рассматриваться в качестве предков средневековых крымчан. Основой для их формирования стал этнический , в составе которого преобладали пришельцы-завоеватели, восточные германцы готы и более многочисленные ираноязычные аланы.

Возможно, они поглотили и некоторую часть позднескифского населения, в составе которого еще ранее растворились горцы-тавры. Впрочем, последнее утверждение практически не может быть подтверждено археологическими доказательствами. Письменные и вплоть до XVI в. чаще всего называют крымских горцев готами, а область их расселения — Готией. Наряду с ней называют иногда и Аланию, центром которой была крепость на плато Чу-фут-Кале. С распространением в VIII — IX вв. на большую часть Таврики власти Хазарского каганата сюда проникают и носители тюркских языков. Попав в сферу активного воздействия Византии, этот конгломерат подвергся, прежде всего, христианизации, которая в основном завершилась к концу I тыс. от P. X. и которая фактически привела к формированию нового этноса — крымских греков. Именно они стали создателями и обитателями «пещерных городов». По-разному складывались судьбы этих поселений на различных этапах. За время своего весьма продолжительного бытия они не раз меняли свой статус, население и даже имя.

Лит.: Крым сквозь тысячелетия. / гл.ред. Б.Д.Дейч.

****