Контактные педали

Учимся правильно управлять своим велосипедом, а также мутить различные фишки. Перебираем амортизаторы, вилки, спицуем колеса и т.д.
Аватара пользователя
pilot
наблюдающий
Сообщения: 1382
Зарегистрирован: Пн сен 26, 2005 5:59 pm
Откуда: Симферополь

Контактные педали

Сообщение pilot » Пн ноя 05, 2012 12:38 am

Контактные педали
Контактные педали впервые были предложены французской фирмой Look (“лук”) в 1984 году. К настоящему моменту уже невозможно представить себе хоть сколько-нибудь сильного и продвинутого велосипедиста без такого рода устройств, благо и выбор их имеется немалый, и цены стали вполне доступны для простых людей.

Сейчас существует множество разновидностей контактных педалей, практически у каждого типа свой стандарт, несовместимый с другими, попробуем перечислить самые распространенные стандарты в Украине и мире.

В жизни каждого человека есть момент относительно которого можно вести отсчет времени, т.е. все можно разделить на до и после. У велосипедистов кроме собственно покупки велосипеда наиболее значимым шагом, пожалуй, является установка устройств, фиксирующих ступни ног на педалях – контактных педалей. Маленькое устройство весом не более 400 грамм за пару, а преимущества дает огромные. Они позволяют включить в работу дополнительные группы мышц (о которых вы возможно даже не знали), улучшить умение кругового педалирования. Вы также сможете повысить свой каденс(частота педалирования) и использовать большее количество передач, сможете более точно определять нужную нагрузку и, пожалуй, самое главное – существенно увеличите свою скорость движения.

Look “Delta”

Look “Delta” – самый первый стандарт для контактных педалей, применяемый уже 20 лет. Отличается большим выбором моделей и доступностью шипов (шипом называется часть педали устанавливаемая на подошве велотуфли). Существует 3 стандарта шипов – фиксированные (черные) и с свободным ходом (красные, обычно идут в комплекте с новыми педалями).

Разновидности педалей в зависимости от дополнительных настроек: CX7 Ti — возможность регулировки Q-фактора; A5.1 — регулировка свободного хода, A3.1 — просто «дельта». Принцип фиксации стопы в педали был позаимствован от лыжных креплений. На данный момент сама фирма производитель старается всячески убедить потребителя в моральной старости педалей этого стандарта, но все же большинство других производителей все еще выпускают такой продукт, меняя дизайн и материалы.

Look “Keo”

Look “Keo”- новый стандарт от изобретателей контактных педалей, появился в 2004 году. Для Keo есть 3 вида шипов: красные (9 град свободного хода), серые (идут в комплекте, 4,5 град), черные (0 град) В этом стандарте также уменьшено расстояние между подошвой туфли и осью педали.

Разновидности педалей в зависимости от материала для изготовления: Classic, Sprint ELLE, Sprint, Carbon IronMan, Carbon, Carbon Ti, HM Ti IronMan, HM Ti. Модифицированный Delta-стандарт. Из предложенного нового — уменьшенный вертикальный Q-фактор на 6 мм (то, чего так долго не хватало) и малый вес (берем по среднему — KéO Carbon с Cr-Mo осью — 230 гр/пара).

Сайт производителя: www.lookcycle.com

Time Impact


Time Impact – весьма распространенный стандарт “контактов” в мире, в Украине представлен хуже из-за чего его популярность не так высока.


Разновидности в зависимости от материала изготовления: RXS, RXE, RXL, Axion. Бесспорно экзотика. Из плюсов можно отметить минимальный Q-фактор по горизонтали. Из минусов — жесткость встегивания и выстегивания. Используется только один тип шипов.

Сайт производителя: www.time-sport.com

Shimano SPD-SL

Shimano SPD-SL – стандарт шоссейных контактов от японской фирмы Shimano , по принципу действия сходен с Look (несовместим с ним). Существуют также 2 варианта шипов фиксированный (красные) и плавающий (желтые, со свободным ходом).

Разновидности педалей в зависимости от материала для изготовления и принадлежности к группе оборудования: Dura-Ace, Ultegra, 105, PD-R540. Начиная с 2007 года платформа этих педалей была несколько расширена, а сменную пластмасску над осью заменили на сменную железку, которая, как понятно, будет в значительно меньшей степени подвержена истиранию при контакте с шипом.

Профессиональные гонщики предъявляют повышенные требования к таким характеристикам как оптимальная передача энергии от ноги к педали и прочности. Технология изготовления низкопрофильных педалей рассчитана на широкий круг велосипедистов, включая гонщиков всех уровней, а также любителей оздоровительного катания. SPD-SL – это платформа шоссейной педали специальной формы и широкий, дельтовидный, низкопрофильный шип с креплением в трёх точках, эта система позволяет равномерно распределять энергию по широкой поверхности и более эффективно передавать ее на велосипед, при самых экстремальных нагрузках на педали. Эффективность передачи энергии - главное преимущество, позволяющее выигрывать гонки.
Конструкция педали SPD-SL была специально разработана для шоссейных гонщиков мирового класса.



Shimano SPD-R – еще один стандарт для шоссейного велоспорта от японцев, сейчас не выпускается.



Shimano SPD – стандарт для горного велоспорта, имеет худшие характеристики для шоссе, но тем не менее остается очень популярным в нашей стране из-за своей доступности и высокого ресурса.

SPD - это аббревиатура от SHIMANO Pedaling Dynamics. Это интегрированная система объединяющая велосипедную обувь и контактные педали, обеспечивающая удобное и эффективное педалирование. Конструкция велообуви позволяет, при необходимости, вполне комфортно использовать её для ходьбы. Существуют два типа шипов Шимано для контактных педалей:
• Стандартный вариант SPD используется в основном для катания по бездорожью и для велотуризма. Шип SPD имеет двухточечное крепление, сделан из металла.

Система SPD позволяет одинаково комфортно ехать на велосипеде и ходить пешком. Жесткая вставка в подошву и конструкция шипа эффективно передают усилие на педали, а утопленный вглубь протектора подошвы шип делает ходьбу более удобной.
Не только удобство при ходьбе
С изобретением SPD, фирма Шимано избавила велосипедистов от туклипсов, соединив педаль и подошву велотуфли в единую систему передачи энергии. Таким образом улучшилась передача усилия на педали, а также контроль велосипедиста над велосипедом. Сегодня нет ни одного стиля катания на горном велосипеде, для которого не подходили бы контактные педали SPD. От прогулочной езды по пересеченной местности, до быстрых гонок по крутым, каменистым склонам гор, в любых погодных условиях. Педали Шимано SPD безотказны в грязи, надежны и невероятно долговечны.


Campagnolo Profit (Profit Plus) – тоже похожие на Look педали, отличаются принципиально, но на первый взгляд похожи, имеют шипы меньшего размера. По признанию многих гонщиков в них нога сильно болтается. Также имеются плавающие и фиксированные шипы.


Разновидности педалей в зависимости от для материала изготовления и принадлежности к группе оборудования: Record , Chorus. По словам профессионалов, не самая лучшая стабильность стопы на педали, однако, надежность и качество изготовления на привычном для Campagnolo уровне.

Сайт производителя: www.campagnolo.com



Speedplay – в своем роде уникальные педали. Один из немногих стандартов где педаль сама по себе по функциональной нагрузке больше напоминает шип, а весь механизм крепления сосредоточен на подошве туфли.

Разновидности в зависимости от материала для изготовления: Light Action, Zero, X/1, Frog.  Также, по словам производителя, только эта система может обеспечить наилучший свободный ход. Имеется некоторое отличие ретенционных механизмов между Zero и Frog.

Что самое интересное, что между Speedplay и LOOK Keo ведется негласная война мнений по поводу площади соприкосновения шипа с платформой педали и соответственно, об усилии передаваемой ногой на педаль во время педалирования, в которую замешаны миролюбивые Shimano и Time. Кто из них прав? Рассудят время и педантичные потребители.

Сайт производителя: www.speedplay.com

Crank Brothers

Crank Brothers – фирма выпускает знаменитые “байковские” педали Eggbeaters, а также их шоссейную разновидность.

Все гениальное — просто. Да, «кранки» славятся простотой своих яйцевзбивалок. Они показали, что их можно успешно применить на шоссе, всего лишь добавив платформу вокруг крепления. Используется один тип шипов, по форме очень схожий с SPD стандартом от Shimano.

Сайт производителя: www.crankbrothers.com

Miche

Miche – (MT4, 502) Неконкурентоспособный, «затерянный» среди других брендов LOOK-подобный стандарт.

Сайт производителя: www.miche.it

Следует отметить, что несмотря на родство систем данного семейства шипы каждой взаимно несовместимы!

 

 

В нашей стране особенно распространены два стандарта: Look Delta и Shimano SPD (причем обычно их так и называют: шоссейные и горные). Не стоит покупать педали к которым в нашей стране нельзя достать шипы (это относится в основном к Campagnolo и Time). Также не стоит бросаться на сверхлегкие конструкции. Перед покупкой того или иного вида спросите совета у тех, кто на них ездил, но помните, что все индивидуально.

Почему рекомендуется покупать для шоссейного велоспорта все-таки специальные контактные педали, а не традиционный “байковский” SPD? Ответ прост: у SPD слишком маленькая площадь и поэтому нога в них недостаточно зафиксирована (читать болтается), также при давлении нога как бы “стоит на острие” и покачивается, кроме того при подтягивания педали вверх помимо риска высвобождения из педали (это риск не уходит даже при максимальной затяжке педалей), есть еще одна особенность – щелчок при переключении с прокрутки педали на подтяжку вверх и наоборот.

Когда впервые видишь шоссейные педали типа Look, то первая мысль которая приходит в голову говорит, что из них сложно выстегиваться, не верьте! Из “луков” значительно проще высвободиться чем из всех других типов педалей на которых мне приходилось ездить, выход плавный и четкий, он не “клинят” (что часто бывает с SPD).

Теперь поговорим немного о шипах и их настройке. Рассмотрим настройки шипов на примере Look Delta. Данный стандарт педалей комплектуется шипами треугольной формы с тремя большими отверстиями для крепления. В эти отверстия вставляются специальные вытянутые шайбы для винтов. Шипы имеют 3 степени свободы крепления: продольная, поперечная и поворот. Устанавливать их надо так:

Продольная. Риска на шипе должна точно вставать под плюсневую кость (об этом есть указание в инструкции).

Поперечная. Шип надо ставить так чтобы нога была как можно ближе к шатуну, но естественно его не задевала.

Угол поворота шипа наиболее важен с точки зрения сохранения педалей, но об его настройке есть меньше всего сведений. Обычно говорят так: чтобы ось ноги совпадала с осью велосипеда, но вообще говоря, это не всегда верно. Поэтому я бы посоветовал перед тем как устанавливать шипы понаблюдать за положением ног на педали без всяческих креплений (“топталки”) и постараться повторить эту установку для шипов.

Стоит иметь ввиду, что шипы педалей Look стоит менять не менее 2 раз в сезон (в зависимости от интенсивности использования). Шипы изнашиваются не от езды, а от ходьбы (ресурс пары шипов составляет порядка 3-5 км ходьбы по асфальту!), но от частых “выстегиваний” и “встегиваний” поверхности шипов также приходят в негодность. Не стоит ездить на сточенных шипах, т.к. это может стать причиной падения.

У большинства контактных педалей есть еще один параметр: жесткость пружины. Этот параметр отвечает за силу для “встегивания” и высвобождения. Его нужно отстроить с особым вниманием: слишком слабая затяжка может стать причиной случайного вырывания ноги из педали и как следствия падения, а слишком сильная затяжка может подвести при остановке (вы просто не сумеете повернуть ногу). Один из самых простых способов выглядит так: затягиваете педали пока вы не почувствуете, что усилие для поворота слишком большое и   делаете 1-2 оборота в сторону ослабления – это позволит вам быть уверенным в том, что нога не вылетит в самый неподходящий момент, но в то же время вы сможете быть уверены, что в случае необходимости вы сможете без риска выдернуть ногу и остановиться.

Уход за контактными педалями крайне прост. Шипы необходимо содержать в чистоте и не ходить в них по грунту или асфальту без крайней надобности. Педали надо также регулярно очищать от грязи и смазывать смазкой для цепи (я именно ей пользуюсь, т.к. она не притягивает грязь) пружины механизма фиксации. Чтобы избежать неприятных звуков при езде на контактных педалях нужно промывать и смазывать поверхности шипов и педалей, которые находятся в контакте.

И на завершение: выбор зависит только от вас и ваших рассуждений, но помните об одном — биомеханика передвижения на велосипеде диктует требования к любой из существующих систем и стандартов педалей. Правильная настройка положения шипа и его свободного хода залог здоровья суставов ног.

Перед каждым выездом проверяйте состояние педалей и шипов. Если износ шипов очень большой, то лучше их заменить, особенно если ваша тренировка проходит по холмистой местности.  Читать полностью...

Baal
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 3:41 pm

Re: Контактные педали

Сообщение Baal » Вс ноя 18, 2012 3:46 pm

Специфическая это штука. Если постоянно ехать - то, конечно, они лучше обыкновенных педалей, но если часто встаешь с велосипеда - не совсем удобно.

Аватара пользователя
Flastor
Профи
Сообщения: 587
Зарегистрирован: Пн мар 26, 2012 9:29 am
Байк: Giant Glory
Откуда: Симферополь

Re: Контактные педали

Сообщение Flastor » Вс ноя 18, 2012 4:33 pm

Для шоссейников и кантрийников это может и хорошо, и то насчет кантрийников сомневаюсь. А для маунтбайкеров это точно крайне травматическая вещь.
Любое падение/риск падения - и с байка ты уже не спрыгнешь, так что падать придется полюбому и вместе с байком, а это очень больно и опасно. Плюс постоянное изменение положения ног (на педалях и вне их) практиковать уже не получится...

Syutkin
X-7
Сообщения: 92
Зарегистрирован: Пн июл 21, 2008 4:26 pm
Байк: Giant XtC
Откуда: Севастополь

Re: Контактные педали

Сообщение Syutkin » Вс ноя 18, 2012 6:59 pm

Flastor писал(а):Любое падение/риск падения - и с байка ты уже не спрыгнешь, так что падать придется полюбому и вместе с байком, а это очень больно и опасно.

Распространенное заблуждение теоретиков.

Аватара пользователя
Flastor
Профи
Сообщения: 587
Зарегистрирован: Пн мар 26, 2012 9:29 am
Байк: Giant Glory
Откуда: Симферополь

Re: Контактные педали

Сообщение Flastor » Вс ноя 18, 2012 7:44 pm

Syutkin
почему? Или уже изобрели систему моментального расстегивания крепления ног?

Антон
FRaction
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: Чт апр 13, 2006 1:48 pm
Байк: CANYON Strive CF 9.0
Откуда: Севастополь

Re: Контактные педали

Сообщение Антон » Вс ноя 18, 2012 7:46 pm

Syutkin
+100
Flastor
Ве нужно всех равнять под одну гребенку. В свое время, посмотрев как я езжу в горах на контактах и послушав мои доводы, некоторые ныне известные крымские дх-гонщики стали ездить в контактах :D
--------------FRaction--------------
фракция свободного катания

Аватара пользователя
simagins
Профи
Сообщения: 672
Зарегистрирован: Пт июн 25, 2010 5:07 pm
Байк: GT Ruckus 7
Откуда: симферополь

Re: Контактные педали

Сообщение simagins » Вс ноя 18, 2012 7:48 pm

Flastor
на ЧМ большая часть гонщиков ездят в контактах...
и ломают себе ноги :mrgreen:

Антон
FRaction
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: Чт апр 13, 2006 1:48 pm
Байк: CANYON Strive CF 9.0
Откуда: Севастополь

Re: Контактные педали

Сообщение Антон » Вс ноя 18, 2012 7:50 pm

Flastor
"моментально" даже упасть на льду не получится :mrgreen:
Спор "контакты или топталки" это как "блондинки или брюнетки", каждому свое, уже года 3 назад на форуме обсуждали. Можно поискать в старых сообщениях.
Я лично сейчас катаю эндуро и не мыслю этот стиль без контактных педалей\обуви. С Ай-петри вниз частенько приходится ездить,если говорить о чем-то дх-подобном
--------------FRaction--------------
фракция свободного катания

Аватара пользователя
Flastor
Профи
Сообщения: 587
Зарегистрирован: Пн мар 26, 2012 9:29 am
Байк: Giant Glory
Откуда: Симферополь

Re: Контактные педали

Сообщение Flastor » Вс ноя 18, 2012 8:23 pm

Спорить не буду, на спусках контакты не пробовал ни разу.
Антон
моментально конечно не упадешь, но ведь контакты расстегнуть до падения я так понимаю все равно не получится...

Аватара пользователя
=Speedy=
FRaction
Сообщения: 5773
Зарегистрирован: Чт авг 03, 2006 6:13 pm

Re: Контактные педали

Сообщение =Speedy= » Вс ноя 18, 2012 8:59 pm

Flastor писал(а):Спорить не буду,

так перестань и согласись, черт побери
Я ваще писец какой умный.. только толку мало