24.11.2011

Инсталляция из велосипедов в Тайване

Известнейший китайский скульптор, архитектор и художник Ай Вэйвэй (Ai WeiWei) в рамках персональной выставки представил в Тайбэе (Тайвань) более 20-ти своих работ, самой грандиозной из которых стала масштабная трехмерная инсталляция из скрепленных между собой велосипедов. Габаритные размеры экспозиции составили 26,3 * 3,53 * 9,57 м, а потому под нее в Тайбэйском музее изобразительных искусств (TFAM) выделили отдельный зал с высокими сводами.
Инсталляция из велосипедов в ТайванеПримечательно, но сам Ай Вэйвэй на свою же выставку не явился. Более того, он и назвал ее соответственно – «Ai Weiwei Absent» (Ай Вэйвэй отсутствует, — англ.), подчеркнув факт своего физического отсутствия.

«Отсутствие – это нынешнее состояние моего искусства и моей персоны. Этот статус придаёт выставке особое значение», – пояснил Вэйвэй в заявлении, переданном музею.

И дело здесь не в желании творца привлечь к себе внимание, все же он и так возглавляет рейтинг самых влиятельных людей в арт-мире по версии авторитетного журнала «ArtReview», да и занимает 24-ю строчку в рейтинге самых влиятельных персон мира по версии еще более авторитетного журнала «Time». Просто в последнее время китайские власти особо усердно начали притеснять неуступного диссидента, в апреле этого года посадив Вэйвэя на два с половиной месяца в тюрьму. И хотя инкриминировали художнику экономические преступления, никто не сомневался в политической подоплеке дела – все-таки он никогда не стеснялся в выражениях при критике китайских властей. Мировая общественность, в том числе и самые авторитетные люди в мире искусства, стали на защиту Ай Вэйвэя, после чего арестованного выпустили на свободу.
Инсталляция из велосипедов в ТайванеВозвращаясь к велосипедной инсталляции, отметим, что в этот раз автор вновь бросил камень в огород китайских властей. По словам 54-летнего мастера, экспозиция, названная «Велосипеды навсегда» (Forever Bicycles), «символизирует преобразования социального ландшафта Китая». Дескать, нагромождение велосипедов создает реалистичную иллюзию движения, в то время как в совокупности они абсолютно бесполезны. Ну а этот дешевый и доступный вид транспорта является для китайцев символичным, ведь его использует почти каждый житель Поднебесной.

Посетители выставки могут буквально пройти внутрь велосипедной инсталляции и рассмотреть ее под разными углами. Кстати, Вэйвэй довольно часто позволяет зрителям прикоснуться к своему искусству. Пожалуй, самым известным является его проект «Семена подсолнечника», представленный в прошлом году в Турбинном зале популярного музея Тейт Модерн (Лондон, Великобритания). Тогда по полу были рассыпаны 100 миллионов фарфоровых семечек ручной работы, а посетители музея могли свободно прогуливаться или же отлеживаться на них. Несмотря на запреты, зрители потихоньку растаскивали миниатюрные экспонаты, но сам Вэйвэй не стал их осуждать. Более того, мастер не скрывал, что в подобных условиях и сам бы утянул парочку семечек в кармане: «Искушение велико, и будь я на месте посетителя – точно захотел бы забрать семечек с собой. Однако вы же понимаете, у музея есть собственная политика, он работает по своим правилам, чтобы для всех зрителей эффект был полным… Но лично я бы семечку, скорее всего, взял».