Горный велосипед в Крыму
Горный велосипед — это отдельное удовольствие в туризме и совершенно новые возможности. Вы спокойно проезжаете горные пешеходные маршруты, но при этом вам незачем навьючивать на себя продукты и бивуачное снаряжение — во всяком случае, в Крыму, купив горный велосипед, классические трехдневные маршруты относительно легко уложить в один день. Конечно на крутых подъемах скорость с велосипедом та же, что и пешком, однако на спусках выигрыш по времени примерно пятикратный. Зная главную особенность Крымских гор — пологий северный склон, можно обойтись совсем без крутых подъемов, зато на южном крутом спуске получить максимум адреналина.
Верховые прогулки по тем же маршрутам хороши тем, что лошадь совершенно спокойно и без видимого напряжения забирается вверх.
Джипы, кроссовые мотоциклы и квадроциклы, а также достаточно мощные мопеды на горных тропах также хороши. Их недостатком можно считать лишь то, что они глушат звуки природы. Однако чувство единения с техникой на горной тропе или полном бездорожье – это нечто особенное.
Пожалуй, я не буду ставить на первое или второе место какой-либо способ путешествия по горным и степным грунтовкам. Пусть каждый выберет для себя свое, хотя Крым, наверное, не даст поставит точку в этом выборе…
Уникальность Крыма для туризма по горным тропам
Дорожная сеть начала складываться в Крыму около 2.5 тысяч лет назад. Это значительно отличает его от других регионов бывшего Советского Союза. В их большинстве дороги возникли в средние века, а затем постепенно улучшались и превратились в асфальтовые шоссе.
В Крыму в античные времена, с начала железного века (8 век до нашей эры), кочевые племена киммерийцев и скифов формировали свою сеть, а торговые и военные экспедиции греков-колонистов — свою.
Вся дальнейшая история полуострова (за исключением времен советской изоляции) по-прежнему определялась цивилизациями Средиземноморья (Рим, Византия, Венецианская и Генуэзская республики, Оттоманская Порта) и евразийскими культурами (сарматы, гото-аланы, Хазарский каганат, Золотая орда, Русь и другие).
Крым был не только провинцией самых разных империй, но и землей, на которой сформировалось немало государственных образований. Каждая эпоха создавала свою транспортную сеть, и каждая из них оставила нам заброшенные участки дорог в безлюдных, первозданно чистых, живописных местах, с обилием природных и исторических достопримечательностей.
В первые века нашей эры римляне проложили через горы военную дорогу, связавшую их гарнизоны в крепости Харакс (ниже Ласточкиного Гнезда, Большая Ялта) и бухте Символов (нынешняя Балаклава). Считается, что именно эту бухту описал Гомер в «Одиссее», рассказывая о Лестригонах. А остатки самой дороги хорошо видны выше знаменитого перевала Шайтан-Мердвень.
Обращаясь к руинам Советской империи, мы обнаруживаем многокилометровые заброшенные взлетно-посадочные полосы для космических челноков, асфальтовые серпантины известняковых карьеров (на их циклопических амфитеатрах сейчас снимаются форумы инопланетян), лабиринты подземных штолен, бескрайние полигоны, где можно устраивать гонки на дрезинах-мишенях, и прочие «затерянные миры». Во многих случаях к ним можно попасть только на горном велосипеде.
Горный Крым на протяжении всего Средневековья имел более значительную, чем сейчас, плотность населения и высокую товарность сельского хозяйства и ремесел. В те времена сложилась разветвленная сеть вьючных троп, большая часть которых затем утратила экономический смысл и так и не была освоена для строительства шоссе.
Чтобы понять главный смысл крымского туризма на горном велосипеде и вообще путешествий без асфальта (офф-роад), достаточно взглянуть на карту. От Севастополя через Бахчисарай, Симферополь и Старый Крым к Феодосии протянулись три гряды Крымских гор.
Каждая из них имеет обрывистый южный склон и очень пологий северный. Строго говоря, это не горы, а приподнятый край Скифской плиты (юга Русской равнины), под южную кромку которой пододвигается плита Черного моря.
При катании всегда есть простой выбор — короткий и тяжелый подъем с юга и потом приятный и безопасный спуск на север, или спокойный подъем с севера и бешеный спуск на юг.
Главная гряда — самая южная и самая высокая, ее плоские вершины, покрытые луговыми степями, подняты в среднем на тысячу метров, склоны покрыты тенистыми лесами. Внутренняя гряда со знаменитыми пещерными городами и Внешняя гряда — образуют живописное Предгорье с широким межгрядовым понижением. По этому понижению проложена железная дорога от Симферополя к Севастополю и шоссе от Севастополя до Феодосии.
Для горного велосипеда идеально подходят вьючные тропы средних веков в обширном пространстве между Главной грядой (Яйлой) и Внутренней грядой. Они соединяли пещерные города и приморские крепости (за перевалами Яйлы) густой сетью. В те времена постоянные набеги кочевников делали опасным передвижение на безлесных просторах севернее Внутренней гряды.
Из этой сети сейчас заасфальтированы только дороги вдоль речных долин, но большинство из них не транзитные и упираются в заповедные леса, переходя в охотничьи тропы (например, верховье реки Бодрак). Транзитные дороги через перевалы Яйлы отличаются невысокой транспортной насыщенностью, но чрезвычайно живописны. Поэтому они включены в наши маршруты (однако набор высоты предусмотрен на автотранспорте).
На Южном берегу Крыма мы пользуемся той же древней сетью вьючных дорог, которая проходит прямо над берегом моря. Сейчас она образует аллеи уникальных парков памятников садово-паркового искусства 19 века (Карабахский, Утес-Карасанский, Массандровский, Ливадийский, Алупкинский и другие); участки старого южнобережного шоссе; набережные; так называемую «нижнюю дорогу» западнее Ялты. В чистом виде вьючная тропа сохранилась на территории заповедника Мыс Мартьян между Никитой и Ай-Данилем.
Таким образом, наши маршруты для горного велосипеда позволяют посетить недоступные для массовой публики, прибывающей на автобусах, места. От передвижения пешком или на лошадях наши маршруты отличаются динамичным темпом, полным общением с природой (только приятные звуки и запахи) и комфортным отдыхом.