Крепость Биюк-Исар
Биюк-Исар (укр. Біюк-Ісар, крымскотат. Büyük Ísar, Буюк Исар) — скала в Крымских горах недалеко от посёлка Кацивели. Название в переводе с крымскотатарского языка означает «большая крепость» (büyük — большой, isar — крепость). В средние века на плоской вершине скалы располагался замок.
За современным название Оползневое скрывается старинное поселение Кикинеиз, вместе с Форосом впервые упомянутое в генуэзских документах конца XIV века. Латиняне получили контроль над ним и рядом других населенных пунктов Южнобережья по договору с монголами от 1365 года. Надо полагать, появление в Крыму последних в 1223 году и послужило поводом к строительству многих из южнобережных укреплений. Вероятно, среди них был и Биюк-Исар. В километре к северо-востоку от Оползневого привлекает внимание мощный утес, возвышающийся над окрестным мелколесьем, точнее целая группа утесов, некогда отторгнутых от массива Главной гряды. Наивысший среди них (734 метра), с уплощенной наклоненной к северу вершиной, и есть Биюк-Исар.
Можно ожидать, что название, переводимое как «большая крепость», обязывает к существованию значительных укреплений. Однако о неприступности скальной цитадели позаботилась сама природа. П. И. Кеппен так и не сумел подняться на вершину скалы: «Тщетно я во время бури искал всхода на верх этой скалы, обращенной скатом на север и на вершине своей имеющей несколько деревьев. Вокруг нее я видел много черепков жженой глины, дребезги горшечные и куски черепицы». Это достаточно затруднительно и теперь.
Чуть западнее основного массива Биюк-Исара стоит некогда отделившийся от него утес поменьше. Образованный скалами коридор когда-то был перегорожен двумя куртинами оборонительных стен, ограничивавшими небольшое пространство с севера и юга. Стены сильно разрушены, но кое-где видно, что в основании они достигали почти двухметровой толщины и были сложены на известковом растворе. Надо полагать, их высота составляла метров этак пять-шесть. Между стен заметны раскаты помоек, но самое примечательное здесь — остроумно устроенное гидротехническое сооружение, некогда обеспечивавшее укрепление водой.
На сегодняшний день чермет является удобными и распространенными конструктивными материалом. Благодаря соотношению упругих и прочностных свойств черных металлов создаются поистине великолепные и надежные металлоконструкции. Изделия из черных металлов легко гармонируют с другими материалами, такими как дерево, стекло, камень, пластик.
Узкая, менее метра шириной, трещина уходит в массив западного бока Биюк-Исара. Если засунуть туда поглубже нос и оглядеться, заметны следы рук человеческих: расщелина расширена и приобретает вид узкого коридора; под ногами — ступени вырубленной в скале лестницы. Через метров пять-семь ход расширяется. Мы попадаем к пятиугольной камере — вместительной водосборной цистерне, грубо высеченной в скальном массиве. Для водонепроницаемости ее стены оштукатурены толстым слоем цемяночного раствора, в его составе морской песок, известь и мелкотолченая керамика. Цистерна изрядно завалена камнем, и оценить ее глубину проблематично. Надо полагать, что массив Биюк-Исара работает как гигантский естественный конденсатор. Атмосферная влага, собиравшаяся на скальной поверхности и в почве на его вершине, по микротрещинам просачивалась вглубь до подстилающих скалу водонепроницаемых сланцев, чтобы дать начало роднику где-то ниже по склону. Видимо, средневековые строители заметили, что в удачно расположенной расщелине собирается существенное количество влаги. Дальнейшее было делом техники. Во всяком случае, так работу этого сооружения объяснял геолог Л. В. Фирсов, знавший толк как в геологии, так и в южнобережных крепостях.
Выбравшись из укрепленного межскального пространства, мы окажемся у северо-западного склона Биюк-Исара. Здесь, у его подножия, заметны следы многочисленных жилых построек, заросших грабом и кизилом, некогда замкнутых в обширное кольцо стен, охватывающих площадь до четырех гектаров и соединявших отдельно стоящие небольшие скалы. Стены по большей части разрушены до основания и представляют собой скорее невысокие каменные завалы. Сложены они были из бутового камня, не особенно тщательно, насухо, без какого-либо раствора. Их толщина несколько превышала метр, а реконструируемая высота не превышала трех метров. Скорее, это не оборонительное сооружение, а основательный забор обширного загона. Надо полагать, жители поселения предпочитали такую ценную часть имущества, как скотинку, держать под бдительным контролем. В крайнем случае, эта хозяйственная территория, конечно, могла на какое-то время послужить убежищем и для людей, и для скотов. Котловинка под северным склоном — место тенистое и мокроватое. Временами здесь образуется даже небольшой пересыхающий водоем.
Взобраться на вершину утеса — непросто. В сущности, есть один путь, позволяющий это сделать без снаряжения, однако известные навыки горнолазания необходимы, да и метров пять крепкой веревки не помешают. Восхождение придется совершать по малозаметным узким скальным полкам с северной стороны утеса, непосредственно над руинами поселения. Последнюю пару метров придется преодолевать по вертикальной стенке, цепляясь руками, ногами, зубами и хвостом. Если повезет, выберетесь на крутоватое уступчатое плато, покрытое плотным травяным ковром и отдельными кустарниками. Размеры его — этак метров 150 на 70–80. Ожидали следов укреплений? А их здесь и не было. В своей естественной крепости обитателям Биюк-Исара скорее приходилось заботиться не о том, чтобы до них не добрался неприятель, а чтобы самим с пьяных глаз не свалиться вниз. Похоже, что вся доступная площадь была плотно застроена. Небольшие домишки громоздились на скальных ступенях друг над другом. Количество домов определить сложно, но каждая западина в дерновом слое — это бывшее строение. Фрагментов керамики под ногами также изрядно. На крохотной площадке при самой вершине заметен фундамент церковки.
Как бы то ни было, а люди жили здесь постоянно и довольно долго, вероятно, не столь головоломный доступ на плато они себе как-то обеспечивали. Характер этого поселения определить трудно, разные авторы видят в нем и укрепленное деревенское поселение, и феодальный замок. Может быть, на протяжении своей истории Биюк-Исар был и тем и другим. Такая вот неприступная крепость без стен.
На запад панорама охватывает пространство до Фороса и даже чуть дальше — до скал Чабан-Таш, границы Ласпинской котловины. В ряду вершин скальных стен и мысов угадывается складка Шайтан-Мердвеня. На восток просматривается местность до Лименского хребта, а восточней и выше — окрестности Ай-Петри. Чуть западнее наивысшей точки — горы Ат-Баш (1196 метров) — виден горный проход на яйлу, известный как Эски-Богаз, один из важнейших южнобережных перевалов, известный ещё охотникам эпохи мезолита. В отличие от Чертовой Лестницы, укрепления вблизи этого горного прохода вроде как нет, стало быть, контролировать перевал также приходилось с Биюк-Исара. Поглядев на юг, кажется, что береговая линия очень далеко, однако до неё всего с километр. На выступающем в море мысе Святой Троицы находится ещё одна крепость — Кучук-Исар.
До поворота на поселок Кастрополь можно добраться на междугородном автобусе Ялта — Севастополь. Из Ялты до Кастрополя можно добраться пригородными автобусами или маршрутными такси № 28 (Ялта — Форос) с автовокзала.