Крепость Учан-Су-Исар
Средневековая крепость Учан-Су-Исар находится на правом берегу речки Учан-Су, на километр ниже водопада, на территории детского лагеря «Исары». В прошлом веке у скалы находилась дача «Благодать» врача В.Н.Дмитриева — одного из инициаторов создания Ялтинского отделения Крымского горного клуба. Эта крепость, пережившая бури и штормы, все страсти и невзгоды истории Южного берега, прячется в сосновых зеленых складках и названа по имени водопада и реки, протекающей совсем рядом.
У татар бытовало название Исар-Тепе (Крепостной холм), но не и забывали они и Учан-Су (Летящая вода). У ялтинских греков это место называлось Кремисто-Неро, что близко татарскому по смыслу — Висящая или Висячая вода. Лет сто — полтораста назад было в ходу и смешанное греко-татарское название Зиго-Исар (Тихая крепость), очень подходящее к этой местности с неуловимой поэтической лирикой.
Все упомянутые названия — Учан-Су-Исар, Зиго-Исар, а еще Кастрон (ялтинские греки называли это укрепление и так) не являются исконными. Лишь Кремисто-Неро можно отнести не только к греко-византийской эпохе, но и к более ранней.
Остатки Учан-Су-Исара находятся на громадной глыбе верхнеюрских известняков, слетевшей с яйлы и теперь торчком вылезающей из сланцевого склона. Скалу отлично видно с дальнего расстояния с Штангеевской тропы и утеса Ставри-Кая, даже при подъеме из Ялты по реке Водопадной, но ближе она теряется в зеленой чаще. Крепость стоит на двух небольших террасах на скале, имеющей форму неправильного треугольника с вершиной, обращенной к северу. Со всех сторон скала ограничена обрывами высотой до 5 — 8 метров, но самые внушительные — до 40 метров — в северной части. Раньше с южной стороны на скалу вела дорога, которая сейчас начинается лестницей, но это уже следы позднейшей реконструкции.
Уникальность ХЕКЛЯ: пошив спецодежды премиум-класса, производство одежды под конкретного Клиента даже минимальными оптовыми партиями, в отдельных случаях — в единичном эксклюзивном экземпляре.
Оборонительная стена преграждала доступ на скалу с востока и юга, а обрывы с севера и запада завершали круговой абрис неприступной скалы-крепости. Оборонительные сооружения Учан-Су-Исара хорошо вписывались в сложный рельеф скалы, дополняя ее естественные оборонительные рубежи. Если все укрепления были трудными для штурма, то верхняя терраса служила как бы миниатюрной цитаделью.
Вход в крепость сейчас разрушен, но еще в прошлом веке он представлял собой арку высотой в три сажени, изображенную на титульном листе «Крымского сборника П.И.Кеппена, изданного в 1837 году. От ворот укрепления вверх по скале, по краю обрыва, огораживающего привратную террасу, поднималась стена, повторяющая изгибы скалы. Постепенно она переходила в парапет, венчающий гребень обрыва.
Для каких целей была построена эта крепость в лесном глухом углу? Во-первых, близость к водопаду и реке, являющимся одним из источников для Ялтинской плодородной котловины, где жили люди. Во-вторых, соседство крепости с перевальными путями на Ай-Петри. Маленькая крепость, прячущаяся среди причудливых изгибов скал. Возможно, поэтому она сохранилась лучше других исаров Южнобережья. Строители Учан-Су-Исара использовали в основном местный известняк в виде бутового камня, подобранного по форме и пригнанного без подтесок. В кладке есть и плитчатый песчаник, обеспечивающий большую устойчивость сооружений. Здесь не видно ударов тараном по стенам, они рушатся сами по себе. Вначале выветривается известковый раствор в наружном панцире, а затем разрушения захватывают внутреннюю часть стены, и появляются бреши.
Горячие, кровавые ветры истории обошли этот романтический осколок старины. Осталась маленькая крепость без изнурительной осады, без пожаров и разграблении, теперь только время и люди разрушают очаровательный, даже, кажется, декоративный уголок средневекового мира, похожий на игрушечную крепостную горку. Нет, это все же настоящая крепость, но ее миновали штурмовые лестницы, град стрел и камней из пращей.
Красоту окружающего мира, розовые руины рая озарил одинокий зимний луч, а печаль огромными глыбами замерла в разрушенных стенах. Неумолчный голос бурлящей реки, шорох трепещущей сосновой хвои. Отчего так неспокойно, тревожно на душе, будто далекий голос предков слышится в шуме водопада и шелесте деревьев, как обращение к тебе, к твоему будущему? Все в нас едино: забота о хлебе, любовь и дети, страх перед войнами и потрясениями. Возможно, об этом думали здесь и те, кто жил среди этих крепостных стен в том далеком прошлом. Камни, уложенные старинными мастерами в исар, предстают чудесными видениями, и хотелось бы, чтобы узнали этот исторический памятник и не забывали его наши современники. Руины крепости молчат, звонкие черепки не в состоянии говорить с нами, но они своими очертаниями рассказывают нам о прошедшем времени, о ремеслах и облике предков.
Учан-Су-Исар — крепость летящей воды — маленький средневековый островок среди сосновых волн зелени и острых гребней скал. Когда ладонь касается молчаливых стен, в нее проникает человеческое тепло, хранящееся в этих каменных складках. Как же сберечь в вихре безумства и черствости нашего времени камни, выложенные рукой предков, согретые их трудом, ставшие памятником для будущих поколений?