Browse By

Фуна: фортификационный прием Барбакан — «каменный мешок».

В 50-е годы XV в. турки-османы, быстро набирающие мощь, не раз приплывали к берегам Тавриды и грабили Крымское побережье. Может быть в результате этих грабительских набегов пострадал и восточный форпост феодоритов? Не исключено.

Здание церкви было устроено на месте ранее построенной въездной башни. Оно органично включило в свою конструкцию саму башню, ставшую апсидой (алтарной частью) церкви, и арочный проем бывших въездных ворот.

Сооружение церкви на месте боевой башни значительно ослабило защитные возможности крепости на данном участке. Для того, чтобы ликвидировать этот недостаток, фортификаторы решили создать еще одну оборонительную стену, выдвинутую наружу.

В результате этого изменилось местоположение главных въездных ворот и появилась новая, довольно значимая деталь в оборонительной структуре крепости «каменный мешок».

У разных народов этот фортификационный прием назывался по-разному. Барбакан, каменный мешок, в славянской фортификации он назывался «захаб». Но какое бы он не имел название, основной смысл применения данного приема подвергнуть всестороннему, сокрушительному обстрелу врага, если последнему удастся прорваться через главные въездные ворота крепости.

Противник, пройдя через ворога, оказывался на площадке, со всех сторон окруженной крепостными стенами и башнями.

Более того, на Фуне «каменный мешок» сделан в виде клина. Таким образом, первые боевые ряды прорвавшегося противника как бы «сдавливались» с боков, уплотнялись, что, естественно, замедляло их продвижение вперед.

Что происходит в таких случаях, мы можем судить по трагедиям, происходившим уже в наши дни.

Достаточно вспомнить любой случай паники на многолюдных мероприятиях. В экстремальных ситуациях, когда многочисленная толпа движется к выходу, а передние ряды встречают преграду, следующие за ними люди, практически затаптывают первых. В середине толпы создается такое давление, что люди просто задыхаются, не в состоянии сделать полноценный вздох.

Возможно, такая картина могла наблюдаться и при нападении на Фуну.

Несмотря на то, что движение противника при атаке носило довольно организованный порядок, остановить это движение после начала штурма, было практически не возможно. Прорвавшись через основные ворота крепости и попав в «каменный мешок», воины противника лишались возможности отступить. Более того, под напором следующих за ними соратников они должны были «вдавливаться» в клинообразную ловушку, попадая в своеобразные тиски. При этом они лишались маневра и были полностью ограничены в движении.

В результате, еще не подвергшись обстрелу, противник мог нести потери уже только за счет своего движения вперед. А если учесть то, что он при этом попадал под град стрел, сыпавшихся со всех сторон Потери должны были быть огромные.

***