Крым — Таврида: Крым на рубеже XVIII-XIX вв.
На рубеже XVIII-XIXвв. административно-территориальное устройство Крыма изменялось несколько раз. Указом Екатерины II от 2 февраля 1784 года была учреждена Таврическая область, в которую вошел Крымский полуостров и Тамань. Практически одновременно с присоединением Крыма было принято решение о создании Черноморского флота, первым командующим был назначен вице-адмирал Ф. А. Кпокачев.
В 1784 году близ Ак-Мечети был основан областной центр Симферополь. Сразу было начато строительство зданий для органов власти.
По-разному восприняли это присоединение жители полуострова.
Роль Г. А. Потемкина в начальном периоде Таврической области огромна. Светлейший князь Таврический Григорий Александрович Потемкин (1739-1791 гг.) управлял Таврической областью с момента ее основания. Талантливый руководитель, стратег, вложил много труда и энергии в организацию строительства военного и торгового флотов на Черном море, в строительство и развитие городов, успешно осуществлял реформы экономической жизни полуострова, приглашал колонистов на освоение и поднятие экономики крымских земель. Естественно, не все планы были безупречны и их выполнение не принесло пользы, не все задумки были выполнены. Помимо прочих достоинств, Г. А. Потемкин обладал талантом организации приемов. В полной мере его дар раскрылся в период организации и осуществления путешествия Екатерины II по Крыму.
Желая ознакомиться со вновь приобретенными землями, императрица приняла решение посетить Крым. После длительной подготовки Екатерина II отправилась в Крым в 1787 году. Ее свиту составляли: граф А. Безбородько, граф А. Дмитриев-Мамонов, граф де Сегюр, Фиц-Герберт, принц де Линь, австрийский император Иосиф II, который ехал инкогнито. В память о путешествии была выбита медаль с профилем императрицы на одной стороне, была изображена карта путешествия и надпись «Путь на пользу». Участники путешествия стали свидетелями необыкновенной по тем масштабам созидательной деятельности. Иностранных послов, отправившихся вместе с Екатериной, пугали бездорожьем, голодом, нападениями татар. Однако на пути попадались более или менее устроенные дороги и селения, голода и разрухи не было.
***
