Ангарская долина: Панорама Крымского побережья
До устройства шоссе на Алушту эта долина служила одним из основных проходов на Крымское побережье, через западный перевал, отделяющий Чатырдаг от Бабуган-яйлы.
Переводя взор к юго-западу, я не в состоянии ничего рассмотреть за плотной стеной черных известняков, тянущихся вдоль побережья. Кастель, которая издали выглядит как курган на берегу моря, — единственная видимая отсюда точка. Живописное побережье, волшебные сады и три великолепные гавани Кучук-Ламбата, Гурзуфа и Ялты скрыты покрывалом Изиды (На постаменте статуи этой египетской богини, согласно преданию, имелась надпись: Я — все, что было, есть и будет, и ни один смертный не поднимал, моего покрывала. Иносказательно — природа. — Прим. пер.). Только с края западной оконечности Чатырдага можно вполне различить две скалы, ограждающие вход в порт Балаклавы и, далее, вдоль моря, рейд, большую гавань и порты Севастополя.
С восточной стороны все обстоит иначе, ибо, пройдя сбоку и выше горы Теирки, где отложения песчаника, разрезанные на чудовищных размеров иглы, увенчивают гору подобно гигантским сосулькам, угрожая селению Де-мирджи у ее подножия, обозреваешь весь восточный берег с гаванью и отдаленными мысами Судака.
Богатая долина Алушты с ее высокоурожайными виноградниками является местом разделения между двумя соперничающими побережьями. Таков общий вид с этой огромной обсерватории, по мнению Далласа, в ее флоре смешаны альпийские и степные растения, соответственно расположению ее многочисленных террас*. (*Паллас, Пут. по Крыму, с. 205. См. Номенклатуру собранных им растений.)
Я только что взобрался на Чатыр-даг по крутому подъему с восточной стороны, 3 августа 1834 года я захотел посетить его с противоположной стороны. Эта экскурсия также дает любопытные результаты для геолога, так, следуя тропой через Биюк-Янкой, я вскоре оказался на красных пудингах, самых развитых из встреченных мною в Крыму. Я прошу читателя взглянуть здесь на геологическую карту, упомянутую мною выше. Эти пудинги, смешанные с тонкими слоями песчаника, поднимаются вместе с тропой и на высоте Эклизи-Бурун оказываешься вместе с ним на уровне яйлы Чатырдага. Здесь несколько слоев юрского известняка, образующих карниз горы, отделяют пудинг от двух небольших островков сланца, выступающих по краям яйлы. Трудно поверить своим глазам, наблюдая смешение слоев, в целом царящее в центре Таврической гряды, вокруг Чатырдага.
Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.
****