Browse By

Боспорская археология: города европейского Боспора

Заслуги Дюбрюкса перед наукой трудно переоценить. Он тщательно обследовал, обмерил, снял планы и описал города европейского Боспора, оставив археологам наших дней точные свидетельства тогдашнего состояния памятников. Им же начаты и первые археологические работы на Керченском полуострове. В 1816 г. возле здания таможни открыл городскую стену , и приступил к ее раскопкам. Так было положено начало боспорской археологии.

От П. Дюбрюкса до нас дошло немногое: одна большая работа, содержащая описание и обмерные данные открытых им памятников. Планы древних городищ, снятые исследователем, отличаются необыкновенной точностью: надо ведь учесть, что работал он без помощников, с простейшими обмерными инструментами. Скрупулезность Дюбрюкса достойна восхищения: «планы мои я проверял до трех раз, чтобы означить со всемозможною точностью что именно такие-то развалины суть остатки такого-то города или укрепления» В условиях, когда разрушение древних городищ приняло угрожающих! характер, необходимость в их графической фиксации и описаниях становилась неотложной. , конечно, понимал это, сознавая, в чем ценность его труда. Не будь он так добросовестен (не в пример, кстати, иным нашим современникам), мы не знали бы об исчезнувших постройках, многих не сохранившихся до наших дней деталях построек. Данные ученого могут быть использованы при реконструкции объектов или служить для лучшего их понимания.

Деятельность П. Дюбрюкса не ограничивалась археологическими разысканиями. Он был инициатором основания Керченского музея, который первоначально размещался в его доме. Первую экспозицию музея составила коллекция, переданная им музею. Все те, кто в первой четверти прошлого века интересовались южнорусскими древностями, так или иначе обращались либо к Дюбрюк-су, либо к его материалам и научным документам.

Поразительно, что, имея контакты с высокопоставленными чиновниками и сановными лицами Российской империи, даже с «августейшими особами» (в 1818 г. его хранилище древностей посетил император Александр I, а в 1820 г. в Петербурге он был принят великим князем Михаилом Павловичем), П. Дюбрюкс всегда сам оставался в тени. Лишь однажды ему выделили на раскопки 500 рублей, обычно же он их предпринимал на свои скромные средства. Труды ученого были затеряны. Лишь много лет спустя после его смерти вышла в свет важнейшая из его работ. Называется она так: «Описание развалин и следов древних городов и укреплений, некогда существовавших на европейском берегу Босфора Киммерийского, от входа в пролив близ Еникальского маяка до Опук включительно, при Черном море». Место и год издания — , 1858. Работа была по частям приобретена у сына исследователя, а перевод с французского сделан его внуком. Текст снабжен несколькими случайно сохранившимися обмерными планами. Большую их часть найти издателям не удалось

Лит.: Игорь Шургая. // У истоков боспорской археологии.

***