Долина Салгира: геологическая история Крыма
Единственный факт, доказанный геологической историей Крыма, учит нас, что крымские яйлы были вершинами островов в ходе меловой и третичной эпох, и что, следовательно, время, в течение которого они подвергают свои голые скалистые поверхности воздействию воздуха, необычайно долгое, неизмеримое для нас. Поэтому объяснять характер сил, которые смогли так нивелировать почву, представляется мне в данный момент невозможным. Я заметил, что эти участки более или менее приподнятых слоев заметны в еще более древних отложениях, что было отмечено мною в глубине ущелья Кизил-коба и в окрестностях Мамака.): самые твердые слои образуют борозды, где растительность почти отсутствует, тогда как промежутки между ними, слегка углубленные, выглядят как полосы зеленого ковра, где пасутся стада.
Однообразие почвы прерывают также частые углубления с зеленью 40—100 шагов диаметром: они напоминают те, что видны на некоторых вершинах Юры близ Невшателя, но их глубина не превышает 8— 10 футов. Нередко эти углубления находятся в скальном массиве. Некоторые из них особо выделяются своими размерами, это уже не простые углубления, но глубокие недоступные пропасти, где снег сохраняется в течение всего года.
Эти углубления и пропасти, возникшие между верхушками слоев, являются также воронками: через них вода устремляется в недра горы, покуда не встретит слои сланца, которые остановят ее и вынудят искать выхода где-нибудь у подножия горы. Наиболее обилен водой исток Салгира, представляющий собой в миниатюре истоки Рейна или Роны, ибо как Чатырдаг, высотой 4740 футов, почти лишенный лесов, которые прикрывали бы его седую голову, смог бы сохранить в себе прохладу и влагу?
Хотя вершина его обнажена, этого нельзя сказать о восточных склонах, которые, в особенности по мере появления сланцев, покрыты богатой зеленью грабов, дубов, буков и т.д. Хвойных нет. Эта растительность порой достигает края плато, где в расселинах скалы я видел прекрасные буки, которые, казалось, превосходили в дерзости земляничные деревья (arbousiers), растущие на самых неприступных скалах.
Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.
****