Феодосия, или Кафа: Феодосийский музей
Прежде чем покинуть новую Феодосию, бросим еще взгляд на античную милетскую колонию, я надеюсь, что отправившись посетить городской музей, найду там память об этой, уже столь отдаленной эпохе. Г-н доктор Граперон любезно сопровождает меня в это святилище феодосийской археологии и показывает мне невдалеке от католической церкви на углу одной из больших площадей, которыми так богата Феодосия, небольшое, отдельно стоящее здание с куполом. Я признаю в нем турецкую мечеть, где фатализм уступил место древним камням. Два льва из белого мрамора, привезенные из Фанагории и помещенные слева и справа от двери, охраняют вход. Открывается тяжелая дверь, распахиваются ставни, и я, в предвкушении новых фактов, которые обогатят историю античной Феодосии, весьма удивлен при виде одних лишь керченских памятников, тогда как нет ни одной надписи из милетской колонии.
В течение более 30 лет Феодосия первенствовала над Керчью, которая была, так сказать, не более, чем деревней, Феодосия же была деловым и торговым центром этой части Крыма, она имела городское правление. Здесь даже создали музей, куда помещали все, что находили в Керчи и Фанагории.
Кажется невероятным, что от греческого города не нашлось ничего. Тем не менее, это так, ведь Феодосия слишком долго лежала в развалинах. Спустя тысячу лет явились генуэзцы, чтобы обосноваться на этой земле, изрыли ее и перекрыли обширными укреплениями, татары, пришедшие после них, в течение столетий накопили новые обломки на пространной территории, где проживало около 80 тысяч жителей.
В музее хранятся терракотовые фигурки, подобные керченским и найденные в окрестностях Феодосии. Их можно сравнить с теми, которые скупались в Анатолии прежним губернатором, дарившим их музею. Это та же самая работа. Из рельефов наиболее интересный — грифон, о котором я уже упоминал, рассказывая о Пантикапее, где он был найден. Эта эмблема Боспорского царства отличается прекрасным исполнением и остается сожалеть, что она не возвращена, дабы украшать либо музей, либо какой-нибудь памятник города, откуда ее извлекли.
Г-н доктор Граперон показал также торс женской статуи, найденный в винограднике селения Козы, однако было бы затруднительно дать ему какое-то объяснение.
Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.
***