Browse By

Форос и Ласпи: Старое селение Ласпи

Старое селение простиралось от этих живописных пиков на полверсты ниже — в долину к западу. Невозможно найти место, лучше расположенное. Некоторые дома примыкали к пикам, и отсюда открывался великолепный вид на долину Фороса и на море, а с другой стороны — вплоть до мыса Айя. Немного ниже я обнаружил руины церкви, именно отсюда г-н Компер извлек капитель белого мрамора, которую поместил во дворе своего нынешнего дома в . Она выполнена в стиле барокко и не имеет никакой аналогии с каким-либо регулярным стилем.

На кладбище, окружающем , я видел гробницы новой для меня формы. Это разновидности саркофагов длиной от 3 до 5 футов, шириной от 8 дюймов до 1 фута, поставленные на цоколе высотой в несколько дюймов. Верх саркофага вытесан в форме двускатной крыши. Со стороны головы находится нечто вроде маленькой прямоугольной башенки с крышей. Внизу башенки обычно вытесана крохотная дверца с треугольным или закругленным верхом. Нередко внутри дверцы вытесана ступенька. Над дверцей — резной крест, иногда с четырьмя кружочками на концах, обозначает священное предназначение памятника. По бокам саркофаг, как правило, украшен розетками или другими украшениями, вырезанными рельефом или углублением, иногда это атрибуты: пастушеский посох, татарский топорик, мотыга, шпора, плуг, борона*. (*. Крымский сборник, с. 23 и сл.) Эти гробницы, принадлежащие греческому населению Мангупа, Биясала, Качи-Кальона, Ман-гуша и т.д., лишены каких-либо надписей, за исключением одной гробницы в Ласпи, изображенной на фигуре 9, маленькая дверца в головах указывает на род гробницы, подобной предшествующим, хотя она и без башенки. Надпись гласит: XATZIS ABBI OGLOU MASKAA. 1772.

Вокруг церкви и кладбища — руины домов, террасы, ряды одичавших фруктовых деревьев, среди которых много слив.

Деревня Ласпи на вершине горы Илья также имела церковь, видную издалека с широких морских просторов. Это старая греческая традиция, согласно которой храмы помещали на возвышенных местах, на скалах, откуда божественное величие являло себя со всех сторон. Посвященная св. Илье, она была целью частых паломничеств. Перешеек служил мостом, по которому добирались до подножия скалы, отсюда довольно легко было подняться на вершину горы. Но Церковь св. Ильи, занимающая самую высокую точку на вершине горы, представляет собой не более, чем руину, украшения которой выполнены из инкерманского мелового камня.

С церковью соседствовала священная пещера, высеченная в скале, со сводом из инкерманского камня. Туда спускаются по узкому отверстию, также высеченному в скале. Место отверстия — ключ свода — отмечено крестом, из этой пещеры выходит теплый и влажный воздух, основная причина суеверия тех, кто приходит молить святого о выздоровлении. Рядом с этими святыми местами повергает в дрожь зрелище пропасти, разверзающейся под ногами, каких мало найдется в Крыму: скала отвесна, и подножие ее ограждено чудовищными обрушениями, которые настолько сузили гребень горы, что невозможно рискнуть выбраться за пределы пещеры. Впрочем, отсюда открывается вид во всем великолепии, как и следует ожидать от столь высокой и изолированной точки. Моряки называют гору Илья, или Ай-Илья именем мыс Сарыч.

Лит.: де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в . // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

***