Browse By

Из Инкермана в Мангуп: Мыльная глина (Кеффе-кил)

Слои зеленого песчаника, из которых сложен один из отрогов Инкерманского ущелья, уходящий к востоку, с южной стороны образуют высокую стену, которую я отметил на своей карте. Эти слои помечены № 6, 7, 8, 9 и 10 моей схемы меловой формации, их можно было бы назвать «слои с криптами» (couches a cryptes) .

Продолжая мои исследования вдоль этого обрыва, в направлении Чоргуни и Мангупа, я тщетно искал следы стены, которую обнаружил в 600 шагах от первой церкви, она пересекала речку глубиной 9— 10 футов и долину от одной скалы до другой, по его предположению, к западу от речки имелись ворота.

Новое наблюдение подтвердило тот факт, на который я уже обратил внимание в другой части Крыма. Я заметил в основании (под № 10) слоев зеленого песчаника, непосредственно под второй группой крипт, необычную залежь, состоящую из обломков мела, сероватых или почерневших, в 2—3 фута толщиной, вперемешку с раковинами больших плеврожаберных моллюсков, изъеденных червями или разбитых, со свежими

сколами, — в виде включения в хлорированный мел, весьма отличный от этих обломков. Эта странная залежь, продолжаясь к востоку, сопровождается слоями талька, в которых встречаются такие же ископаемые остатки, и слоем мыльной глины в 2 фута толщиной. Эти слои талька и мыльной глины разрабатываются и используются как земляное мыло в банях Константинополя, где оно известно под названием Кеффе-кил.

Я наблюдал повторение этого геологического феномена с такими же условиями залегания и, соответственно, расположения, в деревне Саблы, на одном берегу речки Альмы зеленоватая талькообразная мыльная глина перемешана с кремнистыми голышами с раковинами hammites, ammonites, фрагментированными, стертыми, тогда как на другом берегу можно добывать из шахт одну из лучших мыльных глин Крыма. Такой же слой я отметил у подножия Ак-кая близ Карасубазара.

Лит.: де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в . // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

*****