Browse By

Каффа — Алупка: Дорога к Ялте

Возвратимся, однако, к Ялте, в которую мы наконец отправились. Дорога к этому городу представляет множество прекрасных, истинно живописных, то веселых, то диких и величественных картин. Но мы не решаемся описывать их, а ограничимся только исчислением замечательнейших мест, по которым проезжали.

Чрезвычайно дурная погода, продолжавшаяся во все время, пока мы ехали по этой прекрасной дороге, представляющей целый лабиринт скал, гор, оврагов и лесов, не воспрепятствовала, однако, нам усмотреть Буюк Лампат, напоминающий древний Лампас, греческую колонию, которая вела цветущую торговлю, несмотря на то что гавань ее не представляла кораблям достаточной защиты. Несколько далее мы увидели Парфенит.

Этим древним именем теперь называют большое поместье, обилующее виноградниками, и богатую деревню, в которой с успехом разводят лен и лучший табак, какой только есть в Крыму, где и без того очень много занимаются разведением табака. Несколько далее Парфенита мы въехали в замечательную местность, простирающуюся между мысом Аю-Дагом и Таврическими горами, и представляющую очень много сходного со Швейцарией. Это сходство замечено уже многими путешественниками. И в самом деле, здесь на каждом шагу попадаются точно такие же виды, как в Швейцарии: утесы, мельницы, смело перекинутые мосты, шумные водопады. Подобно всем горным теснинам, и эта дорога имеет свои легенды, свою поэзию. Если верить словам почтмейстеров, татарских ямщиков, самих фельдъегерей, развозящих казенные бумаги, то на этой дороге нередко можно встретить какого-то неизвестного разбойника, который, ограбив путешественников, прячется с похищенными сокровищами на вершине Аю-Дага. Впрочем, все это лишь рассказы, более поэтические, нежели страшные, по всей упомянутой дороге постоянно ездит множество путешественников и днем, и ночью, и несчастий до сих пор еще никаких не бывало.

Замечательно также местоположение поместья Артека, которому один из его прежних владельцев, бывший, как видно, знатоком греческого языка, дал название Кардиатрикона, а это значит сердечное лекарство. Далее следует Урсуф, крепость также воздвигнутая Юстинианом против вторжения славян. Урсуф, в свою очередь, принадлежал генуэзцам. От крепости теперь осталось только несколько развалин, возвышающихся над нынешним Урсуфом, расположенным в виде амфитеатра по берегу светлого ручейка. Влево отсюдг лежит , знаменитый своими виноградниками. По сосед ству находится , прекрасная деревня, осененная большим! ореховыми деревьями.

Лит.: А.Н. Демидов и его «Путешествие в Южную Россию и в 1837 году».

*****