Browse By

Каффа. Керчь. Тамань: натуралисты на Камиут-Буруне

Наши натуралисты простирали еще далее свои поиски. На Камиут-Буруне, другом мысе, находящемся по соседству, они нашли драгоценные раковины, каких до сих пор не имелось еще ни в одном из европейских музеев.

Однажды вечером, возвратясь в , мы нашли всех ее жителей на набережной. Шлюпка губернатора с гребцами, щегольски одеты ми, отчалила от берега и направилась к двум пароходам, только что вошедшим в бухту. Ура! Наконец пламенные желания жителей исполнились. Государь изволил прибыть! Некоторые из наиболее зорких, находившихся в числе присутствовавших, даже узнали Его Величество на палубе парохода «Северная Звезда».

Государь Император принял на пароходе городских сановников, но изволил объявить, что выйдет на берег уже на следующее утро. Ночью весь залив и все его окрестности озарились блестящей, истинно волшебной иллюминацией. На Ак-Буруне навалено было множество смолистых веществ, которые, будучи зажжены, разливали по окрестностям синеватый свет. Вся Керчь, ее улицы, здания, историческая гора, словом, все блистало рядами огней, которые тянулись по соседним деревням до самого карантина. Все это в совокупности образовало огромную массу огня, еще повторенную посредством отражения в волнах залива. А в самом городе, между тем, повсюду господствовало веселье, везде гремела музыка, давались балы, словом, лучше не могло бы быть ни в какой, даже самой большой столице Европы.

На следующее утро с самого рассвета народ уже толпился на набережной. Наконец Государь изволил вступить на берег. Минута эта была истинно торжественная. Нельзя описать, какой живописный вид представляла толпа, скопившаяся вокруг гавани и одушевленная одинаковыми чувствами. Русские, принадлежащие по большей части к должностным лицам, по этой причине почти все были в мундирах, евреи в своих лучших черных одеяниях, татары в плащах из бараньей шкуры. В числе зрительниц было много прекрасных гречанок и русских дам, которых, если бы только не язык, на котором они говорили, можно было бы принять за француженок, так могущественно влияние мод, сливающих весь женский пол целого мира в одну нацию!

Лит.: А.Н. Демидов и его «Путешествие в Южную Россию и в 1837 году».

****