Курганы, история, люди: Одиночные, затерянные и полуразрушенные курганы
При наших современных темпах строительства и методах раскопок «на снос», недалек, очень недалек тот день, когда курганов в степи не останется. Богатые, тучные, хорошо орошаемые поля, небывалые урожаи, благоустроенные города и села — все это отлично, спору пет. Ну, а древняя история? Ее и сейчас здесь почти не осталось! Одиночные, затерянные и полуразрушенные курганы. На них жалко смотреть. Сегодня, как никогда, назрела необходимость семь раз подумать и все взвесить, прежде чем исследовать (читай «снести») тот или иной, даже самый невзрачный курган. Не скупясь, надо принимать все возможные меры, чтобы курганы были обойдены, сохранены, стали заповедными местами. Это касается всех, по прежде всего органов охраны памятников, проектировщиков, археологов и, конечно, строителей. Курганы надо принять к сердцу, это частица нашей культуры, это память нашей земли. Святая для всех пас обязанность — сохранить для потомков то, что составляет в Крыму «не последнюю достопримечательность».
А теперь вернемся к началу этой грустной истории.
В тот же год, когда Анатолий Демидов путешествовал по Южной России, академик Петр Иванович Кеппен, после 18-летнего сбора сведений о курганах и могильных насыпях, скажет со всей присущей ему страстностью ученого и патриота: «Сведения о курганах должны почитаться общественным имуществом, и оставлять их ненапечатанными почти столь же непростительно, как и раскапывать могилы по бессовестной корысти или по одному только легкомысленному любопытству. Как дни минувшие, так и самые могилы принадлежат истории, и только достойные ее служители вправе обследовать прах, некогда одушевленный».
Таковы были впечатления, раздумья, мечты лучших сынов Отечества — путешественников, исследователей.
Были уже и исследования. И начались они в 1816— 1817 гг.— первые в Крыму раскопки курганов, предпринятые с научной целью. Проводил их человек по-своему замечательный — Павел Дюбрюкс, археолог, исследователь, если можно так выразиться, «милостью божией» *(* Подробнее о нем в очерке Игоря Шургая «У истоков боспорской археологии».). В последующие годы (тридцатые и сороковые) там же, на Керченском полуострове, раскопками занимались люди, далекие от археологии. Итог этих «работ» неутешителен: Эрмитаж пополнился «скифским золотом», а мпогие важные для науки «подробности» были навсегда утрачены. Древние захоронения с грубой посудой и каменными орудиями для таких «исследователей» интереса не представляли.
С середины XIX столетия на смену им пришли настоящие ученые.
Лит.: Аскольд Щепинский. // Курганы, история, люди.
***