Browse By

Пантикапея: Ваза для драгоценного напитка

Ваза для драгоценного напитка была найдена в кургане Карантинной группы. На это указывает ее форма (лист VIII, фиг. 1): очень узкая шейка и горловина с широким плоским краем. Но о форме тут же забываешь, видя вазы: изобразил смерть Приама, преклонившего колено у алтаря и протянувшего молящую руку к Пирру*. Последний, одетый только в шлем, схватил левой рукой, держащей шит, несчастного царя за волосы, а другой готовится пронзить его своим мечом. Гекуба* припала к телу супруга, пытаясь спастись от руки другого грека, который пытается оторвать ее от этого последнего прибежища. Есть что-то от Вергилия в этой сцене, где Пирр схватил Приама за волосы и готов его поразить: но старец, ища прибежища у алтаря, обращается с мольбой, а не с вызовом, он не вооружен, как это представлено у Вергилия, Гекуба рядом с Приамом, но ни убитый Полит, ни его сестры не присутствуют в этой сцене, приукрашенной поэтом. Здесь перед нами древняя легенда, первоначальный миф этой трагической смерти.

Этот сюжет еще более интересен благодаря способу, которым он представлен: фигуры не нарисованы, а даны рельефом, налеплены на вазу. Художник разделил свой сюжет на две части: одна включает группу Пирра и Приама, другая следует за ней, что можно понять по двум рукам Гекубы, не слишком хорошо соединенным с телом Приама.

Эта ваза — единственная в своем роде из тех, что я знаю: я не видел таких ни в Париже, ни в Берлине. Ибо я не рассматриваю как аналоги римские вазы из красной гончарной глины, украшенные рельефом, которые находят повсюду, где останавливались эти завоеватели — в Гельвеции или в Галлии. Эту разновидность имеет в виду Легран, когда говорит о производстве этрусских ваз близ Клермона, где делали рельефы. Кувшины, кратеры, патеры — одним словом, полусферические сосуды — помещались в форму, где получали оттиск рельефа: сюжетами обычно служили , празднества, военные сцены, помещенные между двумя бордюрами из ов и дард, иногда рисунок разделялся рамками листвы или колонками. При извлечении вазы из формы рельефу нередко наносили повреждения.

В Керчи также производили вазы этого рода, но они были не из красной, а из зеленоватой гончарной глины. В остальном производственный процесс был тот же. Дошли даже до того, что форма урны умело моделировалась на полусферической основе. См. мой рисунок, лист IX, фиг. 7. К вазе, извлеченной из формы, прилаживали ножку. Всю механику процесса нетрудно понять при виде краев листьев и фестонов, уходящих под ножку.

Однако я не заметил, чтобы какая-нибудь из так называемых этрусских ваз была произведена таким механическим способом. Если порой замечаешь украшения на фоне кувшинов и кубков, то они были нанесены вручную при помощи нале-пов, изготовленных сообразно природе рисунка. Что касается вазы Приама, то это вполне пластическое произведение.

Лит.: де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в . // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

***