Поездка в Крым: народонаселение Евпатории — татары и караимы
Господствующую часть народонаселения Евпатории составляют татары, класс весьма бедный сравнительно с караимами, несмотря, однако, на то, древние властители Крыма и теперь еще гордо обходятся с караимами и не иначе называют их, как унизительным словом чу-фут, жид. Наименьшую часть народонаселения города составляют русские, живущие по делам службы. Сколько известно, климат Евпатории хорош, но прежде этим не мог похвалиться, что происходило, быть может, от близости гнилого озера Сассыка. У караимов есть предание, будто один из крымских ханов, охотясь в окрестностях этого города, заболел и, умирая, положил заклятие, дабы никто из его преемников не только не жил в Козлове, но даже не приближался к оному. При ясной погоде, стоя в гавани, можно видеть великолепные Таврические горы в туманном очерке и между ними высящийся Чатыр-Даг. Это второй пункт, откуда можно видеть Тавры, первый, но не явственный очерк, представляется в Перекопе.
По последним известиям, в Евпатории жителей обоего пола считается 12 383 души. Здесь есть и уездное училище с 32 учениками. Всех домов, составляющих город, считается 1955. Татарских мечетей.
За Евпаторией по дороге к Симферополю попадается первое селение, по-татарски называемое Саки, а от него верстах в пяти находятся целебные грязи. Для приезжающих пользоваться грязями [629] от правительства даны всевозможные удобства: для помещения больных есть довольно просторный и чистый дом, а для советов находится и доктор, постоянно там живущий. По холодному нынешнему лету приезжих было мало. Способ лечения был многими неоднократно описан, а потому всем известен. Следующая за деревней Саками почтовая станция Тулат, до самого Симферополя ничего не представляет замечательного. Ровная степь и впадины (по здешнему балки), образованные стоками вод, кое-где уединенно бродящие верблюды вот все, что представляется путешественнику, едущему сухим путем. Ближе к Симферополю поверхность земли делается неровной, волнистой, на поверхности этих неровностей кое-где появляются кустарники. Верст за десять от Симферополя ощутителен постепенный переход равнины к холмам, а потом и к горам. Живописно извивающийся Салгир несколькими красивыми поворотами подготовляет путника к лучшим видам.
Лит.: Н. Н. Мурзакевич. // Поездка в Крым в 1836 году.
*****