Browse By

Путешествие в Крым: в Константинополь по волнам

Благодаря Бога, теперь путешествия не затруднительны, Константинополь в наше время прикасается к Марсели, и мы, ревностные, любознательные странники, содействовавшие по мере сил наших руководителю деятельному, пламенно любящему науку, мы, конечно, еще раз увидим этот прекрасный город, столь достойный изучения.

«Дант» снялся с якоря 7-го ноября, на следующий день мы встретились в Дарданеллах с турецким флотом, находившимся под командой Тагира-паши, а несколько часов спустя увидели французскую эскадру, лежавшую на якоре между островом Тенедосом и Троянским берегом, campus ubi Troja fuit. На следующий день мы прибыли в Смирну, которую не беремся описывать, она и без нас часто была описана.

Пароход наш, хотя и привыкший плавать по здешним морям, не мог, однако, обойтись без того, чтобы не столкнуться с другим кораблем. В то же время один австрийский пакетбот, плывший ночью по Хиосскому каналу, подвергся так же, как и мы, столкновению. К счастью, оба корабля, хотя и сильно поврежденные, могли продолжать свой путь. Между Мореей и Мальтой внезапный порыв ветра вынудил нашего капитана остановить действие машины и зайти в Мальту. Проплыв мимо Сицилии и всей Италии, берега которой были видны только издали, мы прибыли наконец в Марсель после шестимесячного отсутствия и в здешнем карантине нашли и уединение, наполненные воспоминаний».

Здесь оканчивается простой рассказ о нашем путешествии, в продолжение которого каждый день и в каждой стране испытывали мы новые ощущения, находили новые предметы для исследования. Остальное, что следует рассказать о странах, нами посещенных, изложит своим языком, важным, исполненным точности. Что до меня касается, то мои желания будут удовлетворены, если благосклонный читатель внимательно проследит за мной среди лабиринта местных описаний, наблюдений и поэтических мечтаний, каким предавалось наше деятельное общество, так усердно и счастливо разъезжавшее в продолжение шести месяцев. Этот том составил собственно необходимое введение к трудам наших ученых и натуралистов, в странствованиях которых мы участвовали. И когда каждый из нас внесет в наше издание свой участок труда, то мы совершим общими силами дело, которое, если не по таланту, то, по крайней мере, по справедливости показаний и добросовестности, не будет недостойно цели путешествий и того Высокого Покровителя нашего, которого Августейшему имени посвящена книга.

Лит.: А.Н. Демидов и его «Путешествие в Южную Россию и в 1837 году».

*****