Browse By

Сакральные вазы Пантикапея: Место производства ваз

Насколько религиозная сцена, простая, серьезная и не отличающаяся разнообразием, нарисована обобщенно, настолько сцены общественной жизни отличаются разнообразием, изображены со вкусом и старанием. Нетрудно увидеть, что эти мистерии с давних пор уже стали актом совместно разделяемой религии, сцена, представляющая инициацию, уже перешла в квази-иероглифическую форму, другими словами, единственной заботой художника стала профанная сцена, как оригинальная и основная, поскольку она обращена непосредственно к посвященному, тогда как религиозная сцена для него не более чем религиозная эмблема, и он рисует ее обобщенными штрихами как подпись Наполеона. На некоторых из этих рисунков едва можно распознать наиболее выступающие контуры фигуры.

Вплоть до настоящего времени ничто не доказывало, что какая-либо из этих ваз была произведена в Пантикапее. Место производства можно установить лишь на основе профанных сюжетов, поскольку они являются местными и могут сохранять характерные черты нравов и костюма страны, в которой были сработаны. Оказалось, что если имеется большое сходство в изображении религиозных сцен на вазах Великой Греции и , то оно полностью отсутствует в профанных сценах. В пантикапейских вазах последние образуют совершенно особый ряд и отличаются сугубо местными чертами. Чтобы в этом убедиться, я прошу бросить взгляд на лист XI IV серии: все здесь скифское или пантикапейское. На № 1 мы видим голову пантикапейского воина в скифском колпаке, перед ним погрудно изображены его лошадь, а позади пантикапейский грифон, некогда украшавший городские воротаи часто изображавшийся на медалях, вскоре мы увидим его и на других памятниках.

К большому моему удивлению, я обнаружил рисунок совершенно такой же вазы в коллекции «300 таблиц», профанный сюжет отличался лишь незначительно, как отличается вариант рисунка по заданному эскизу. Форма вазы была точно такая же, какую ей придавали в Пантикапее, и существенно отличавшая ее от форм, принятых в Великой Греции в области ножки и ручек. Наконец, бордюр состоял из ов — декора, свойственного Пантикапею, а не грекам Великой Греции.

Следовательно, эта ваза происходит с берегов Боспора Киммерийского, откуда она была доставлена в музей Ватикана. Вскоре мы увидим, что она не была единственной, в поисках которых отправлялись к гробницам Скифии ради музеев Европы.

На вазе № 2 изображена другая сцена: на этот раз скиф верхом на лошади в костюме, расшитом золотыми бляшками, сражается с грифоном Пантикапея.

На третьей вазе сцена греческая, и грифон, по-видимому, следует в процессии за факелоносцем, неся на спине некий персонаж с эмблемой, возможно, священным хлебцем.

Лит.: де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в . // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

***