Browse By

Царский курган Куль-оба: отпечаток скифских и греческих идей и обычаев

Если все описанные предметы, украшавшие гробницу, наряды и обычаи несут отпечаток скифских идей и обычаев, то иначе обстоит дело с украшениями и росписью саркофага из тисового дерева, отличная сохранность которого дала мне возможность полюбоваться росписью на дереве, сохранившейся на протяжении 21-го столетия.(лист 25 и 25 в).

Эта роспись покрывала панно вокруг всего саркофага. Главный сюжет вполне греческий: он свидетельствует, что хотя это было погребение царя, окруженного скифской роскошью, все необходимое для похорон было создано греческими мастерами и художниками. Две Победы на квадригах, лицом повернутые друг к другу, заполняли два края картины, середину которой занимали семь фигур в различных позах, одетых по-гречески, — три женщины и четверо мужчин. Гусь и лебедь изображены среди этих фигур, все они взволнованы, бегут, жестикулируют с выражением радости, что объясняется приближением двух триумфальных колесниц, головы почти все пострадали от времени. Квадриги запряжены четырьмя белыми лошадьми, из них две в яблоках. На фризе, обрамляющем панно сверху, изобразил воинов, натягивающих лук.

Внимательно рассматривая этот род живописи, я сделал следующие выводы относительно манеры, в которой она была выполнена, и употребленных при этом красок.

Окраска рук и ног женщин, как и в египетской живописи, отличается от соответствующей окраски у мужчин, и при этом даже пользовались разными красками. Для женских фигур употребляли розовый с красным и белым, подобно нюрнбергским краскам. Для мужских фигур — телесный цвет, как если бы они сильно загорели на солнце.

Фон росписи был бледно-фиолето-вого оттенка. Рисунки обведены коричневой краской, похожей на бистр, которая часто просвечивает через цвет, наложенный сверху, заменяя тень. Можно судить о природе эскиза и контуров по листу 25Ь, который представляет собой факсимильное изображение в натуральную величину росписи одной из сторон саркофага*. (*На нем изображены также грифон и гепард (Felis jubata), часто повторяемые на рельефах, описанных выше. Я не знаю, каким образом греческим художникам явилась мысль нарисовать эту разновидность тифа, который водится так далеко отсюда: но г-н Агассиз утверждает, что вне всякого сомнения изображена именно эта разновидность.)

Зеленый цвет повсюду изображен зеленовато-серой краской.

Голубой цвет изображен лазурной краской.

Из двух красных цветов, встречающихся на нарядах, один сделан из растертого красного мела, другой из киновари.

Красный цвет крыльев Победы представляет собой кармин.

Коричневый цвет колесницы сделан умброй.

Дерево еще до росписи было покрыто известью или гипсом, который, по-видимому, придал некоторым из цветов — розовому, фиолетовому,— белесый оттенок свинцовых белил, смешавшихся с краской.

Лит.: де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в . // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

***