Западный берег: Карабах. — Биюк-ламбат
Я хотел бы найти кратер, извергший глыбы офитона вокруг Карабаха. Вот почему я совершаю трудное восхождение по склонам, ведущим на высокое плато Биюк-Ламбата, и, изучая взглядом поля голубоватых камней, чудом удержавшихся на крутом откосе, я придерживаюсь их, как нити лабиринта.
Наконец, поднявшись выше деревни, я вижу два небольших выброса офитона, но мне не верится, что они могли стать причиной появления этих эрратических глыб. Я пересекаю деревню и большую дорогу, поднимаюсь выше и подхожу, наконец, к подножию нового хаоса: два высоких холма состоят не из фрагментов известняка, а из нагроможденных вперемешку глыб офитона. Это глыбы огромного размера и округленные, видно, что они возникли здесь, на месте, а их избыток был сброшен на склон, вплоть до самого моря.
Любопытное зрелище представляет собой кратер подобного рода, огромный зев, в котором возникли эти фрагменты, разбившиеся в лоне земли, раздробленные и округленные по мере того как она их извергала. Сторонник ледниковой теории захлопает в ладоши от радости, предположив, будто бы я нашел здесь морену, но я отвечу ему: во-первых, работы, выполненные у подножия холма при прокладке шоссе, обнаружили скалу на месте. Она состояла из желтоватого офитона с угловатыми трещинами и покоилась на пластах шаровидного (globuleux) офитона, подобного описанному мною выше. Сланец в контакте с офитоном чрезвычайно изменился и раскололся в своих слоях, и серый песчаник по соседству становится красным мрамором близ вершины Ай-Тодор, во-вторых, с блоками офитона не смешаны никакие остатки черного известняка холма Болгатур, господствующего над Ай-То-дором, от которого он отделен глубокой сланцевой долиной, морена содержала бы безразлично обе разновидности. Наконец, ни одного блока офитона не видно выше холма Ай-Тодор, извергнутые этим кратером, они могли рассыпаться только ниже, скатываясь до моря.
Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.
***