Западный берег: Прибрежный хаос — мыс Плака и Кучук-Ламбат
Сегодня, поднявшись на одну из скал, где слышен только шум моря, один среди кипящей пены, я парю как морской орел над этим грандиозным беспорядком природы. Я вижу, как волны мрачными валами глухо накатывают, сталкиваясь со скалистым утесом, который останавливает их разбег, со всей силой они разбиваются об острые камни, волна тучей брызг взлетает в воздух, образуя водовороты пены, падающей белым дождем, но скала даже не поколеблена.
Можно судить о величине скал по их вершинам, которые поднимаются на довольно большом расстоянии от берега, где достаточно глубоко. Воображение, всегда готовое творить, может увидеть в этих камнях очертания фигур раввина или муллы, пена взлетает поверх их голов на высоту 20 футов. Самые умелые сочиняют пикантные легенды, узнавая в одной из этих скал монаха, которому Бог велел совершить обращение на путь истинный одного могущественного сеньора по соседству, известного своими дебошами. Монах отправился к нему, но, о слабость! Сеньор оказался сильнее монаха, который, вместо того, чтобы обратить грешника, сам попал в его сети, послушался его медоточивого языка и провел с ним много дней в празднествах и удовольствиях. Бог, разгневанный его отсутствием, призвал его, стоя поверх морских волн и дожидаясь монаха, тот, смущенный, медленно пошел по волнам, ища оправданий своему непослушанию, но Бог, выслушав его тщетные оправдания, сказал: несчастный, так-то ты исполняешь мои приказания, ты дал совратить себя тому, кого должен был привести ко благу, в наказание я осуждаю тебя нести покаяние здесь, среди волн, не шевелясь вплоть до страшного суда. Так судил Бог, и монах окаменел.
Прибрежный хаос имеет около полуверсты ширины и завершается выбросом черного порфира, который выдвинут в море, образуя мыс Плака и мол, замыкающий с востока порт Ку-чук-Ламбат. Но выше, поднимаясь по сланцу на полторы версты, он расширяется, образуя пояс над самим Ку-чук-Ламбатом. Я много раз проходил через этот лабиринт и всякий раз с новым удивлением, ибо, несмотря на суровость и бесплодие подобной почвы, повсюду находил следы человеческой деятельности, когда мне казалось, что я брожу среди самых безвестных, самых неприступных скал, именно тогда я встречал множество жилищ, использовавших сколько-нибудь пригодные террасы. Стены, грубо сложенные без раствора, опираются на глыбы, группируются вокруг них. Много остатков черепицы и обломков глиняной посуды валяются на земле, почти в каждом разрушенном доме я видел большую плоскую плиту гранитного офитона, который, несомненно, был принесен сюда для устройства очага. Вокруг жилищ каждый клочок земли был превращен в сад, древние ограды которого еще видны. Через хаос протекал .
Эти необычайные сцены, эти великие потрясения в природе поражают даже самых простых людей, которые в своем невежестве пытаются объяснить подобный феномен какой-либо причиной. Не находя явной, они изобретают сверхъестественную, призывая себе на помощь чертей и ангелов, и тогда все легко объясняется. Так, обитатели Биюка и Кучук-Лам-бата, свидетели хаотического беспорядка, причину которого не умели объяснить, придумали легенду, удовлетворившую их любопытство.
Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.
****