Browse By

Западный берег: залив Кучук-Ламбата

Снова передо мной двойная руина — фрагмент, состоящий из огромных распавшихся масс серого и красноватого мрамора, смешанного с мелкими булыжниками красного сланца и кварца, вокруг которого лепились человеческие жилища, ныне разрушенные, но из всех это наиболее поздние. Церковь этой значительной группы домов, на месте которых вырос нынешний Биюк-Ламбат, находилась к юго-востоку у подножия холма: она имела 20 футов длины и 12 ширины и довольно хорошо сохранилась. Надгробные плиты, разбросанные вокруг нее, состояли из больших плит офи-тона, перекрывавших род склепа, в котором находились 2—3 костяка. Ниже часовни начинаются руины деревни: это, несомненно, Биюк-Ламбат, покинутый греками, когда они переселились на побережье Азовского моря.

древнее, невзирая на малые размеры его церквей, но, как мне представляется, к наиболее отдаленным временам восходят руины без культовых зданий, разбросанные среди хаоса, амфитеатр которого охватывает залив Кучук-Ламбата. Я без колебаний возвожу подобные остатки к эпохе диких тавров, и, пожалуй, ничто не сочетается лучше с античной географией, которая устами Ским-на Хиосского, за столетие до Рождества Христова, сообщает нам, что уже тогда существовала местность, город или селение Лампады на расстоянии 120 стадий от высокого мыса, называемого Бараний Лоб (Криумето-пон). Кучук или малая Лампада в противовес Биюк или Большой Лампаде, — сегодня небольшая татарская деревня в глубине залива с хорошей гаванью, прикрытой с востока мысом Плака. Залив окружен сланцевыми почвами, значительная их часть находится во владении генерала Бороздина, насадившего там прекрасные виноградники. Эта небольшая долина — одна из самых теплых в Крыму.

Старая дорога проходит через , тогда как новая, пересекая Биюк-Ламбат, поднимается вверх, делая огромный крюк, чтобы избежать спуска в глубокие и частые овраги, разрезающие сланец: она ведет прямо в Кизильташ. Если путешественник, искренне стремящийся изучить , прислушается к моим словам, то не отправится по ней, он не станет жариться на солнце под высокими черными обрывами унылого и бесплодного сланца, благодаря этому, правда, он избежит нескольких трудных подъемов, но зато пропустит ряд самых интересных мест Крыма.

Лит.: Дюбуа де Монпере Фредерик. Париж, 1843 г. // Путешествие в Крым. // Перевод с французского Т.М. Фадеевой.

****