Дворец Дюльбер
Дворец Дюльбер поражает воображение и приковывает к себе внимание с первого взгляда.
В переводе с арабского – прекрасный, захватывающий. Начало строительства приходится на 1895 г., когда кн. Петр принял решение о сооружении дворца в восточном стиле, а также комплекса служебных помещений и парка в крымской усадьбе в Мисхоре. Работы проводились уже известным ялтинским городским архитектором Н. П. Красновым. И на это было несколько причин. За время работы на должности городского архитектора Николай Петрович приобрел богатый опыт в строительстве усадеб в условиях Южного берега Крыма с его сложным рельефом местности, крутыми спусками к морю, большими подвижным и участками и сейсмологической активностью.
Военный инженер, специалист по фортификационным сооружениям, Великий князь Петр Николаевич серьезно увлекался гражданской архитектурой, особенно восточной. С детства имея слабое здоровье он по рекомендации врачей часто путешествовал странами Средиземноморья, Магриба и Ближнего Востока, откуда привозил альбомы с собственными зарисовками памятников архитектуры туземных народов, по которым в дальнейшем сделал несколько эскизов будущего Дюльбера.
Когда появился первый серийный велосипед (более ста пятидесяти лет назад), людей еще не мучал вопрос “как выбрать велосипед ?” — особого выбора и не было. С тех пор велосипед существенно изменился, его популярность значительно выросла — растет и разнообразие типов, моделей и марок велосипедов.
Орнаментация Дюльбера очень проста и ограничивается различным оформлением дверей и окон. Лепка выполнена из отливки особой композиции гипса, напоминавший драгоценный восточный фаянс. Трудно было определить стиль построения, поскольку основные его части отвечают обычным европейским нуждам – в комнатах, жилых помещениях полно всякого европейского комфорта. Но поскольку декоративные элементы: входы, террасы, плоские крыши, укрытия куполов, боковая башня, форма дверей и окон и вообще любая орнаментальная часть дворца напоминает сарацинские дома Египта и Сирии, то можно было бы без особых огрехов назвать дворец «арабским» или мере сарацинским.
К сожалению во время Великой Отечественной войны Дюльбер был серьезно разрушен пожаром. Реставрационные работы проводились в 1946 – 1959 г. Однако, из-за потери технологии, а именно рецепта смеси, реставраторы не смогли воспроизвести уникальные отливы с отблеском фаянса.
Дворец имеет необычайную историю, построение связанные с царской семьей Российской империи, таким лицом как Петр, Николаем II, их женами – черногорка – Милица и Анастасия, дочерьми черногорского князя Николая I Негоша. Считалось, что через них при дворе Русского царя появилась такая фигура, как Григорий Распутин, огромные суммы отправлялись в казну Николая Черногорского, увлечения модным в то время спиритизмом, охватившее потом всю светскую верхушку.
Над парадным входом в здание сохранилась старая арабская вязь – лента из Корана: «Да благословит Аллах того, кто сюда заходит». Этот надпись стал в определенном смысле пророческой для семьи Романовых.
Несомненно ни хозяева, ни создатели дворца не могли даже представить себе, что через 20 лет после своего освящения дворец превратится в крепость с установленными на крыше пулеметными гнездами и охраной, состоявшей из вооруженных до зубов моряков Севастопольского военного гарнизона. Именно здесь, «до особого распоряжения Советского правительства», содержались Великие князья Александр Михайлович, Петр и Николай Николаевич с семьями, а также мать Николая II, императрица-вдова Мария Федоровна, датская принцесса Дагмара (1847 – 1928), которые находились в Крыму с начала гражданской войны (1918).
В 1922 году Дюльбер начал функционировать как санаторий и принял своих первых туристов.