Керченский лапидарий
Керченский лапидарий
Лапидарий (от лат. lapidus — камень) — это хранилище музейных предметов из камня. Лапидарное собрание на сегодняшний день насчитывает более 2200 единиц хранения и представлено скульптурой, многочисленными надгробными и эпиграфическими памятниками, архитектурными деталями, культовыми предметами.
Античные греки очень любили все прекрасное и всегда пытались увековечить своих героев и богов в «вечном» материале — камне и металле.
Сначала античные скульптуры делали из бронзы, но сегодня от них сохранились лишь мраморные постаменты с табличками, говорящими о том, кому была посвящена статуя. В керченском лапидарии широко представлена каменная скульптура (из мрамора и известняка).
Это статуи героев и богов, а также выдающихся лиц, имеющих особые заслуги перед государством. В древности они гордо украшали храмы и площади городов Боспора.
Эллины перенесли свои религиозные представления и обычаи на берега Черного моря — в новые колонии (города — государства). Самым красивым и могущественным из них был Пантикапей — столица Боспорского царства.
Здания на горе Митридат (храмы, общественные здания и дворец правителя), возводились из местного известняка и мрамора. Их украшали масками-апотропеями, охранявшими город от злых сил и скульптурными рельефными изображениями богов-покровителей государства. Сейчас сохранившиеся архитектурные фрагменты зданий, хранятся в лучших музеях мира, в Лувре, Эрмитаже, музее им. Пушкина и многих других. Туда вывозились лучшие экземпляры, однако лапидарий в Керчи так же может гордиться своей коллекцией архитектурных деталей и скульптуры.
Самую большая часть керченского лапидария — это коллекция древнегреческих надгробий – статуи-полуфигуры, стелы, антропоморфные и скульптурные изображения. Ранние античные стелы были простыми плитами с надписью – именем похороненного. Иногда их украшали элементами росписи (венок, ленты) и даже сюжетными сценами.
Позднее стали делать рельефные надгробия, изображающие воина, чаще всадника, или ученого, знаменитая «сцена загробной трапезы»; женщину – обычно изображали в образе богини подземного царства, на троне. Очень интересна семантика этих изображений, и мы пытаемся выявить её скрытые смыслы и под тексты.
Часто на стелах встречаются эпитафии, в том числе и в стихотворной форме. Женщины на них уподоблялись Пенелопе, Персефоне, Харитам и Музам. Эпитафии на мужских надгробиях восхваляли мужество, мудрость усопшего и его заслуги перед государством.
Над могилами также ставили изваяния львов, которые охраняли покой усопшего, или полуфигуры — символы подземных богов.
Эти памятники принадлежали зажиточной части населения Боспора. Бедные погребения венчали скромные антропоморфные изваяния в виде плиты, с очертаниями фигуры человека. Самые древние антропоморфные изваяния принадлежат еще киммерийской культуре, этим объясняется их популярность на Боспоре.
Культура Боспора интересна тем, что она включает в себя черты культуры местного племенного мира и эллинской культуры. Ценные сведения о религии и различных сторонах жизни жителей Боспора, дают нам лапидарные памятники. Почему надгробия выполнены они из камня, одного из самых прочных и долговечных материалов? Потому что свидетельствуют о религиозных верованиях, связанных с представлениями о вечной жизни после смерти.
Но время течет неумолимо. Камень тоже разрушается, как и другие материалы. Естественное старение камня, человеческая деятельность в условиях промышленного города, и другие факторы постепенно разрушают памятники культуры. Поэтому главная задача сотрудников Керченского лапидария — сохранение, реставрация и исследование памятников этой уникальной коллекции.