Ливадийский дворец
В трех километрах к юго-западу от Ялты в живописном парке, находится Большой Ливадийский дворец— царская летняя резиденция, любимое место отдыха трех российских императоров: Александра II, Александра III и Николая II.
После присоединения Крыма к России в 1783 году, императрица Екатерина II жаловала землей офицеров и солдат Балаклавского греческого батальона. Многие продавали участки своему командиру, генералу Ф. Ревилиоти. У него-то в 1834 году и купил участок земли под горой Могаби польский магнат Лев Потоцкий. Назвал он свое имение на греческий манер — Ливадия (в переводе «лужайка»). В 1860 году Ливадию покупает Александр II для своей жены Марии Александровны. С этого времени Ливадия становиться летней резиденцией российских царей. В разные годы здесь побывали поэт П.Вяземский, художник И.К.Айвазовский, путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай. Был там и Марк Твен: «…побеседовав с нами полчаса, император всероссийский и его семейство сами провели нас по своей резиденции… Полчаса мы бродили по дворцу, восхищаясь уютными покоями и богатой, но совсем не парадной обстановкой». Произошло здесь и печальное событие: в 1894 году в спальне Малого дворца скончался Александр III. Дворец переходит по наследству к Николаю II. Семья последнего императора очень любила свое южное имение. «В Крыму была жизнь, а в Петербурге служба», — пишет одна из дочерей в дневнике. Отрекшись от престола, Николай II просил позволения удалиться в Ливадийское имение и вести жизнь частного лица. В этом ему было отказано.
В 1911 году на месте старого ветхого дворца, по проекту архитектора Краснова, был построен новый, удивительный по красоте, белоснежный дворец. Была сохранена старая дворцовая церковь, построенная в 1864 году. Крестовоздвиженская церковь, выполненная в византийском стиле, сокровищница религиозных реликвий Российского императорского дома, примыкает к западному фасаду дворца. За постройку Ливадийского имения, являющегося вершиной творчества архитектора, Николаю Павловичу Краснову присваивается звание академика Санкт-Петербургской академии художеств.
Крестовоздвиженская церковь
Здание выдержано в стиле итальянского ренессанса с включением мотивов византийской арабской и готической архитектуры. Различные архитектурные стили — своеобразная дань моде начала XX века. Дворец построен из инкерманского камня и пропитан снаружи флюатом Кесслера — раствором, защищающим его от потемнения на сотни лет. Фундамент из серого мраморовидного известняка. Главный вход дворца оформлен попарно стоящими колоннами из голубовато-белого каррарского мрамора и украшен тонкой художественной резьбой по камню, выполненной русскими и итальянскими мастерами. По обеим сторонам от массивной дубовой двери — большие вазы из темно-зеленой уральской яшмы, очаровательный портал с тонкой резьбой по мрамору, а над дверью — чудом уцелевший в войнах и революциях величественный герб династии. Восточный фасад дворца украшен лепными орнаментами, колоннами из кримбальского камня, изящными флорентийскими фонарями. По фризу южного фасада, настенные медальоны с гербами российских губерней. В центральной части дворца расположен итальянский внутренний дворик с воротами, привезенными из Вероны. Еще один внутренний дворик, так называемый арабский, является световым колодцем, с его помощью освещаются те помещения дворца, в которых нет выхода на улицу. Восточный колорит дворика усиливает мраморный фонтан с надписью, сделанной арабской вязью. К одной из лестниц, ведущих во внутренние помещения дворца, примыкает пергола — беседка из вьющихся роз. У лестницы под небольшим каменным колодцем установлена скульптура химеры — мифического существа с львиной пастью, змеиным хвостом и козьим туловищем.
Во дворце пятьдесят восемь жилых комнат, 116 отдельных помещений. Комнаты первого и второго этажей искусно отделаны под цветной мрамор: деловой кабинет царя — под зеленый, спальня — под белый, гостиная царицы — под желтый. Бывшая ожидальня копия зала «Совета пятисот» во Дворце дожей в Венеции. Бильярдная — из каштанового дерева, в английском стиле. Торжественно наряден Белый зал — самое большое и красивое помещение дворца с огромными окнами, лепными украшениями и деталями из каррарского мрамора. В ноябре 1911 года в этом зале проходил бал по случаю 16-летия старшей царской дочери Ольги. Именно здесь проходили заседания исторической Ялтинской конференции.
Ливадийский дворец национализировали в 1920 году. Несколько лет там размещался научно-художественный музей Крымского комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и народного быта. С 1925 года во дворце открылся первый крестьянский санаторий. Дважды сюда приезжал В. Маяковский, читал крестьянам стихи. Максим Горький посетил Ливадию в 1928 году. С начала Великой отечественной войны здесь был расположен госпиталь, а во время оккупации во дворце, из которого практически ничего не успели вывести, жили немецкие офицеры. В феврале 1945 года здесь проходила Ялтинская конференция глав правительств трех держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. Здесь решалась судьба Европы. Для поддержания мира и международной безопасности Крымская конференция вынесла решение о создании Организации Объединенных Наций. Несколько лет дворец был государственной дачей, а осенью 1953 года состоялось открытие санатория «Ливадия» на 400 человек. В июле 1974-го дворец был открыт для посетителей с экспозицией, посвященной Ялтинской конференции. Много раз дворец и парк становился сценической площадкой. Здесь снимали фильмы «Собака на сене», «Анна Каренина», «Овод», «Отелло», «Двенадцатая ночь», «Десять негритят». 7 августа 2007 в Ливадийском Дворце отпраздновала 60-летний юбилей София Ротару.