Появляются все больше и больше велосипедистов, которые сталкиваются с этой дилеммой. Райдеры из команды Trek-Gdynia (Гдыня, Польша) решили выполнить пару тестов, чтобы убедиться, какой байк будет быстрее. Многие велосипедисты, особенно в США, делают выбор в сторону большего размера колес своего MTB. Некоторые из них удивляются, как они раньше могли жить без 29'', другие же напротив, покатавшись какой-то период времени, вернулись на 26'', так и не адаптировавшись к 29''. До сих пор, после не столь длительного опыта поездок, мы знали только то, что больший размер колес придает комфорт и устойчивость. Поэтому мы и рекомендовали их любителям и поклонникам рекреационного кросс-кантри. По-прежнему, наши знания о поведении 29'' в гоночных условиях базировались (www.ebertowski-mtb.pl) на мнении Przemek Ebertowski (который утверждал, что контроль над велосипедом во время опасного спуска существенно увеличивался) и наблюдении за другими райдерами. В добавок к разного рода спорам и слухам, в среде велолюбителей витала мысль из серии о «теории заговора», которая обвиняла производителей в сговоре и маркетинговых манипуляция, а так же в настойчивых просьбах к спонсируемым райдерам, ездить на новых байках.
Нашей целью было сделать собственный тест двух велосипедов с различными размерами колес, в нашем лесу в Гдыне, на наших корнях, камнях и листьях. Он был проведен не для того, чтобы продавать или рекламировать что-либо кому-либо, а ответить на вопрос: если мы хотим ездить быстрее в следующем году, то стоит ли пересаживаться с 26'' на 29'' или нет? Мы решили проверить, как быстро два велосипеда с различным диаметром колес смогут преодолеть, организованный нами, одинаковый маршрут. Этот тест не содержит сравнения характеристик, проведенных в лабораторных условиях, а также должен быть принят во внимание, так называемый, «человеческий фактор». Однако мы приложили немало усилий, чтобы сделать оба теста в сопоставимых и равных условиях. Измерения проводились одним велосипедистом, день за днем, на относительно коротком участке трассы, чтобы тестер мог быстро восстановить силы и дыхание. Масса обоих байков: 26'' Trek 8500 и 29'' Trek X-Caliber, была облегчена и уравнена до 10,26 кг, в то же время и общая масса колес, с использованием бескамерных шин, была одинаковой: 2910 г. Важно отметить, что ни на одном из тестируемых велосипедов наш тестер не катался, чтобы исключить фактор привычки.
Исследования мы проводили на XC-трассе: длиной 2660 м, с набором высоты равным 98 метрам, с очень крутыми, иногда неравномерными и узкими тропками в гору. Начало дороги составляет сотни метров плоской местности, часто с большим количеством корней – это скоростная часть трассы с несколькими поворотами, что требует применения тормозов. Три быстрых спуска, с торчащими, вымытыми из земли корнями, которые заканчиваются сильным торможением и поворотом на 90 градусов. После этого была короткая, жесткая возвышенность, перетекающая в длинный и мягкий подъем с несколькими метрами пляжного песка и легкая прямая к финишной линии. К счастью, нам удалось избежать ошибок, таких как; падение на маршруте или заклинивание цепи и не было никакой необходимости повторять тест, который, несомненно, оказывает влияние на состояние тестера. Оказалось, что средний пульс разнился на 0,25%, исходя из этого, мы предполагаем, что генерируемая мощность была равноценной в обоих заездах. Финишное время на "меньшем" велосипеде Trek 8500 было 8мин. 46 сек. и на "большем" Trek X-Caliber на 13 секунд быстрее. На видео и на диаграмме сердечного монитора плохо видна разница на спусковых участках трассы (может быть, они слишком короткие, здесь в Гдыне). Мы должны признать, что X-Caliber является гораздо более безопасным и стабильным. Так же он без особых проблем и с большей легкостью преодолевал узкие и песчаные участки. Что интересно, 29'' добился своего превосходства во времени на крутых подъемах! Во время заезда выяснилось, что X-Caliber заезжает на крутые подъемы очень легко и не принужденно (даже в жестких условиях ноября, на довольно быстрой и облегченной покрышке Bontrager 29-0), благодаря чему и получает драгоценные секунды превосходства.
Независимо от результата теста на XC-трассе, мы решили измерить время спринта на стартовой стометровке. Мы все знаем как важно стартовое ускорение. Суперлегкие колеса, быстрые покрышки, низкая масса всего байка, тщательно подобранный каденс, короткие переключения передач и вперед! Так что же теперь? Больший радиус гарантирует больше инерции и худшее ускорение после торможения. Предполагалось проверить разницу в среднем времени прохождения стартового отрезка и максимально достигнутой скорости 26er и 29er. Сколько же составила разница? Ответ будет таким - нисколько. Через два дня измерений и 10-и спринтов, на каждом велосипеде, среднее время одного спринта на плоской поверхности с 1% наклоном, составило 10,05 секунд. Разница в максимальной скорости была незначительной. Возможно, в лабораторных измерениях можно достичь других результатов. Но тест проведенный нами говорит: ускорение одинаковое.
Таким образом, у нас есть победитель, но это не нокаут, победа 29''-му скорее достается по очкам. Оба байка предназначены для езды по пересеченной местности. На то они и MTB! Оба они могут иметь дело с горами, ухабами и равнинами, камнями, ямами и корнями! При соответствующей подготовке можно выигрывать гонки, независимо от размера колес. Также отметим, что в нашем тесте мы существенно облегчили массу, как велосипедов, так и колес, сделали их равными, и лишили 26''-ой велосипед большого и основного преимущества - легкости. Наверняка это повлияло на конечный результат. Насколько? Точно мы не знаем, потому, как честное сравнение, на наш взгляд, требовало двух велосипедов с одинаковым весом, на одинаковых компонентах, с разницей лишь только в размере колес. Мы предположили что, для того чтобы приблизится к массе 26''-го байка с разницей около 200 грамм, потребуется существенно перекроить домашний бюджет . Кроме того, чтобы иметь более четкое представление, как отразится на результатах превосходство в весе 26-го над 29-ым? Наш второй райдер, проехал тест маршрут на X-Caliber и своем усовершенствованном Trek 9.9, масса которого составляет 9,2 кг. И все равно превосходство 29-го на финише составило 10 секунд, даже учитывая, прекрасное представление возможностей своего байка и разницы в весе в пользу небольших колес, примерно в 800грамм. Велосипед с 29-ти дюймовыми колесами подразумевает, больше материала и большую массу или ту же массу, но с увеличенными габаритами. Таким образом, при планировании покупки своего очередного байка, стоит ответить себе на один вопрос: чего Вы ожидаете от Вашего велосипеда? Если это немного больше уверенности и устойчивости, что влечет за собой больше безопасности и комфорта, то 29-ый, на наш взгляд, поможет Вам в этом. Если же вы желаете иметь велосипед легче и жестче, с более лучшим оборудованием и меньшими затратами, тогда Вам подходит 26''-ой. Мы же, в свою очередь, переходим на большие колеса, и предстоящий сезон покажет, насколько это решение было правильным!
Компания Trek Bicycles – мировой лидер в создании и производстве велосипедов, а также сопутствующих продуктов. Trek верит в то, что велосипед может быть простым решением множества мировых комплексных проблем и стремится к разрушению барьеров которые останавливают людей от использования велосипеда в качестве ежедневного транспортного средства, для активного отдыха и вдохновения.
Я прокатился пару раз на 29-х колесах. Это были хардтейл Specialized Hardrock и кантрийный подвес Specialized Epic. Действительно 29-е колеса дают чуть больше комфорта, т.е. хардтейл по ощущению ведет себя как 100 мм подвесик. Да, еще, Спеш заостряет внимание на том, что они одни, увеличив диаметр колес, не изменили геометрию рамы. Я склонен им верить. Правда все это было в городских условиях - максимально 4 ступеньки лестницы Кстати, на 26.ру был фильмец, гда Грасия отжигает на найнере. Летом попробую и по трейлу прокатиться на 29-х. Но пока мой выбор - 26"
_________________ И на утро, все те же, за тем же столом...
Зарегистрированные пользователи: Exabot [Bot], Google [Bot], Yahoo [Bot], Yandex [Bot]
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения